Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Основная общеобразовательная программа –
образовательная программа дошкольного образования разработана в соответствии с действующим законодательством и
иными нормативными правовыми актами, локальным актами, регулирующими
деятельность
МАДОУ детский сад №161:
1. Конституцией Российской Федерации;
2.
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся;
3.
Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации
от 17 октября 2013 г. № 1155;
4. Письмом
Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии
к ФГОС дошкольного образования»;
5. Указом
Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года»;
6.
Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
7.
Примерной рабочей программой воспитания для образовательных организаций,
реализующих образовательные программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно - методического
объединения по общему образованию от 01 июля 2021 г. № 2/21;
8.
Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
9. Постановлением от 28 января 2021 года N 3
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические
требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным
объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху,
почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных
помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий»;
10. Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам дошкольного образования»;
11. Примерной
основной образовательной программой дошкольного образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию, от 20 мая
2015 года №2/15) и с учетом парциальных программ;
12. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об
утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (ФОП
ДО);
12. Уставом МАДОУ
детский сад № 161.
Основная
общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного
образования является нормативно-управленческим документом образовательной
организации, характеризующим специфику содержания образования и особенности
организации воспитательно-образовательной деятельности, направленным на
обеспечение разностороннего развития детей раннего и дошкольного возраста по
пяти образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное,
речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие, на основе учета
возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей
воспитанников.
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке
Российской Федерации – русском. В соответствии с имеющимися условиями МАДОУ детский сад №161 осуществляет
образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного
образования, присмотр и уход за детьми в возрасте от 2х лет до окончания
образовательных отношений.
МАДОУ детский сад №161 функционирует в
режиме полного дня с 10,5 – часовым пребыванием детей с 7:30 до 18:00 часов и
пятидневной рабочей недели, исключая праздничные и выходные дни. Программа реализуется в период
непосредственного пребывания ребенка в дошкольной образовательной организации.
Срок реализации рассчитан на 5 лет (при возможности получения ребенком
дошкольного образования не зависимо от времени и периода заключения с
родителями (законными представителями) Договора об образовании по образовательным
программам дошкольного образования.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования в основной общеобразовательной программе – образовательной
программе дошкольного образования учитываются:
-индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной
ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им
образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности
отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- возможности освоения ребенком основной общеобразовательной программы
– образовательной программы дошкольного образования на разных этапах ее
реализации.
Основная
общеобразовательная программа – образовательная программа
дошкольного образования учитывает новые стратегические ориентиры в развитии
системы дошкольного образования:
1) повышение социального статуса дошкольного
образования;
2) обеспечение государством равенства
возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного
образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня
и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к
условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их
структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного
пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Основная общеобразовательная программа – образовательная программа
дошкольного образования:
- определяет содержание и организацию образовательной деятельности с
детьми дошкольного возраста и обеспечивает развитие личности детей в различных
видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических
и физиологических особенностей.
- представлена как продукт коллективной деятельности участников
образовательной деятельности: педагогов, родителей с учетом потребностей
воспитанников.
- является гарантом ориентации образования в дошкольной образовательной
организации на личность ребенка во время оказания образовательных услуг и
осуществления воспитательной деятельности, на проявление уважения к личности
воспитанника, охраны его от всех форм физического и психологического насилия,
обеспечения условий укрепления нравственного, физического и психологического
здоровья, эмоционального благополучия с учётом его индивидуальных особенностей.
- является гарантом безопасности развития, обучения и воспитания детей
во время оказания образовательных услуг и осуществления воспитательной
деятельности, гарантом соблюдения санитарных и гигиенических требований,
обязательных норм и правил пожарной и иной безопасности, предъявляемых к
образовательному процессу, ответственности за жизнь и здоровье воспитанников.
- является гарантом соблюдения прав родителей (законных
представителей) и воспитанников, которые вправе выбирать направленность
содержания образования, которое определяется на основе сбора, анализа и оценки
информации (опрос, анкетирование, собеседование) о потребностях родителей
(законных представителей) как заказчиков образовательных услуг.
- служит основой для организации образовательной деятельности, а также
осуществления контроля и коррекции образовательной
деятельности, если она перестает соответствовать требованиям, отвечающим
необходимым результатам. Планирование образовательной деятельности с детьми в
соответствии с основной общеобразовательной программой – образовательной
программой дошкольного образования строится на основе рабочих программ проектируемых
педагогами по типу модульных, в соответствии образовательными областями:
социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической,
физической.
Основная общеобразовательная программа – образовательная программа
дошкольного образования разработана с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей различных категорий детей, в том числе с особыми образовательными
потребностями, посещающих в дошкольной образовательной организации группы общеразвивающей направленности.
Решая одну из важных задач разработки своей основной
общеобразовательной программы – образовательная программа дошкольного
образования коллектив МАДОУ выбрал и использует в своей работе по ее
проектированию:
- в обязательной части (не менее 60%)
- учебно-методический комплект
основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до
школы»/ Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – Москва: «Мозаика-Синтез»,
2017 (для детей от 2х до 3х лет), учебно-методический
комплект основной образовательной программы
дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. – М.: Вентана- Граф, 2016. - (далее - программа «Тропинки») (для детей от 3х до 7ми лет). Программе «Тропинки» присвоен гриф УМО
«рекомендовано УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в
качестве примерной основной образовательной программы дошкольного образования
для осуществления образовательной деятельности в области дошкольного
образования» (протокол № 2 от 02.12. 2014г. заседания Президиума УМО по
образованию в области подготовки педагогических работников.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений сформирована
на основе:
- образовательная программа
дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст / О. А. Трофимова, О. В.
Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В. Закревская – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО»,
2019.
- учебно-методический комплект
парциальной программы музыкального воспитания детей дошкольного
возраста «Ладушки»
/И. Каплунова, И.Новоскольцева.
- парциальная программа
художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной
деятельности «Цветные ладошки»/И.А. Лыкова – Москва: «Цветной мир», 2017.
- парциальная программа дошкольного
образования «От Фрёбеля до Робота: растим будущих инженеров» /Т.В. Волосовец,
Ю.В. Карпова, Т.В. Тимофеева – Самара: «Вектор», 2018.
В содержательном разделе основной общеобразовательной программы –
образовательной программы дошкольного образования представлены:
– описание модулей образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях:
социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической
и физического развития, с учетом учебно-методического комплекта примерной основной
образовательной программы
дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. – М.: Вентана-Граф, 2016. и
методических пособий, обеспечивающих реализацию содержания данной
образовательной программы;
– описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации основной общеобразовательной программы –
образовательной программы дошкольного образования с
учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников,
специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;
– описание коррекционно-развивающей работы по профессиональной коррекции
нарушений в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья,
предусмотренной Основной общеобразовательной программой – образовательной
программой дошкольного образования.
Программа является современной программой развивающего дошкольного
образования и направлена на создание условий для общего психического развития
детей 2-7 лет средствами развития творческого воображения как универсальной
способности. Освоение общечеловеческой культуры рассматривается разработчиками
проекта как творческий процесс. В ходе творческого приобщения ребенка к началам
человеческой культуры – познавательной, художественно-эстетической,
коммуникативной, физической – у него закладываются, развиваются и проявляются
важнейшие созидательные способности: продуктивное воображение, постигающее
мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность, элементы
рефлексии и др.
Цель программы состоит в создании условий для личностного роста детей
2-7 лет средствами развития творческих способностей в различных видах детской
деятельности. Одним из эффектов личностного роста является формирования у них
готовности к современному (развивающему) школьному обучению, которое обеспечивается
программой. Основное внимание уделяется развитию воображения детей как
универсальной способности и ведущего психологического достижения дошкольного
детства. «Образовательная ценность» тех или иных видов деятельности ребенка
определяется, в соответствии с программой, их направленностью на решение этой
задачи. В программе нашли свою конкретизацию философские идеи И.А. Ильина, М.М.
Бахтина, Э.В. Ильенкова, Г.С. Батищева, В.С. Библера, Ф.Т. Михайлова,
концептуальные положения классиков российской психологии – Л.С. Выготского,
С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В.
Давыдова, А.В. Брушлинского и их последователей, результаты
теоретико-педагогических исследований М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера.
Основная идея программы: создание условий для общего психического
развития детей
раннего и дошкольного возраста средствами развития творческих способностей, в
частности, условий формирования у них готовности к современному (развивающему)
школьному обучению.
Основная общеобразовательная программа - программа дошкольного
образования МАДОУ детский сад № 161 формируется как программа педагогической поддержки позитивной
социализации и индивидуализации, развития личности
детей дошкольного возраста и
определяет комплекс основных характеристик дошкольного
образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых
ориентиров дошкольного образования).