Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая художественной направленности Ментальная Арифметика

Пояснительная записка
Одной из главных задач современного образования, является выявление и
развитие способностей каждого ребенка, исходя из его индивидуальных качеств.
Все это продиктовано социально-экономическим развитием. В современном мире
растет спрос на людей, которые могут мыслить креативно, которые не боятся
рисковать и могут вносить необычно новое в разные сферы жизнедеятельности.
Современная педагогика создает условия, которые помогают с помощью
дополнительного образования выявить
и развивать детскую одаренность,
успешность и уверенность.
Курс ментальной арифметики (ментального счета) направлен на развитие
интеллектуальных способностей ребенка, которые закладывают крепкую основу
для последующего успеха, как в приобретении знаний, так и в развитии личности.
Программа «Ментального счета» - это программа развития умственных
способностей и творческого потенциала у детей при помощи арифметических
заданий на счетах Абакус (соробан).
Основная часть работы в начале обучения заключается использовании
счетов. Работает ребенок на счетах двумя руками, перекидывая косточки счетов
стимулируя работу обоих полушарий головного мозга. Постепенно ослабляется
привязка к работе на счетах и стимулируется собственное воображение,
благодаря этому ребенок может делать простейшие расчеты в уме, представляя
(абакус, соробан) перед собой и мысленно передвигая косточки (работа с
воображаемыми счетами). Все это способствует развитию познавательной
активности, совершенствованию навыков по математике, концентрации
внимания, творческого мышления. фотографической памяти, наблюдательности,
воображения и представления.
Направленность программы: естественнонаучная.
Программа разработана: на основе методических материалов для
преподавателей и родителей Жунисбекова Куралай Эрускызы, «Организация
учебного направления Ментальная арифметика» в образовательном учреждении»
Ольги Фустю.
Актуальность программы: Курс «Ментальный счет» - это метод
обучения, основанный на использовании в арифметических вычислениях на
японских счетах Абакус, который развивает мозг и помогает решать
арифметические задачи разной сложности. Занятия по ментальной арифметике
создают условия для формирования у дошкольников навыков пространственного
мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития
ребенка. Ментальная арифметика, это своеобразная программа, позволяющая
развивать мыслительную деятельность ребенка и его творческое начало.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что основная идея
курса в гармоничном развитии детей дошкольного возраста. Методы обучения и
содержательный компонент курса соответствует возрастным особенностям
дошкольника. Чтобы занятия проходили в удовольствие, дети занимаются не
только вычислениями. Они участвуют в развивающих играх, разгадывают
лабиринты, рисуют двумя руками одновременно, выполняют задания на
внимательность.
Цель программы: Развитие интеллектуальных и познавательных
способностей детей, а также восприятие и обработки информации посредством
обучения счета на абакусе и методики устного счета.
Задачи программы:
Воспитательные:
1. Воспитывать
интерес
к
быстрому
и ментальной арифметике.
2. Воспитывать самостоятельность и уверенность в себе.
3. Воспитывать интерес к саморазвитию.

счету

Развивающие:
1. Развитие мелкой моторики через работу на абакусе.
2. Развитие познавательной активности.
3. Развитие концентрации внимания, воображения,
наблюдательности.

воображения

и

Обучающие:
1. Обучение вычислительным навыкам с помощью арифметических счет.
2. Формирование навыков устного счета.
3. Знакомство с основными формулами для решения примеров с помощью
счет.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: Курс
«Ментальная арифметика» рассчитан для обучающихся 5-7 лет. Наполняемость в
группах составляет 4 - 8 детей.
Режим занятий: Обучающие первого и второго года обучения занимаются с
апреля по май, одно занятие в неделю. Дети 5- 6 лет занимаются 25 минут, 6-7 лет
35 минут занятие. Программа курса предполагает знакомство с теорией и
практикой по ментальной арифметике. На каждом занятии провидится
физкультминутка на развитие
межполушарного взаимодействия, мелкой
моторики, игры.

Сроки реализации программы: Программа рассчитана на два года обучения.
Формы организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальногрупповая.
Методы обучения: Наглядные, словесные, практические.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1.Объяснительно-иллюстративные.
2. Репродуктивные.
3. Частично-поисковые.
4. Исследовательские.
Формы проведения занятий: Беседа, практическое занятие, обсуждение,
соревнование.
Ожидаемые результаты: Обучающие дошкольники получат возможность
узнать:
1. Правила работы на счетах абакус.
2. Правила сложения и вычитания однозначных чисел на абакусе.
3. Правила техники безопасности при работе в группе.
Ребенок овладеет:
1. Работе двумя руками одновременно.
2. Освоит приемы ментального счета.
3. Узнает арифметические знаки «+», «-».
Развитие:
1. Развитие навыков воображения.
2. Развитие скорости мышления.
3. Развитие концентрации внимания.
Способы определения результативности:
Для отслеживания результатов освоения курса «Ментальная арифметика»
используется педагогический анализ выполнения учащимися диагностических
заданий, участие в турнирах и конкурсах, педагогическое наблюдение. Все
отражается и фиксируется в диагностических картах. Диагностика предметных
результатов осуществляется после прохождения каждого уровня обучения.

Формы подведения итогов
Итоговые тестирования после каждого уровня обучения, открытые занятия для
родителей. Турниры, участие в соревнованиях.
Учебно-методический план первого года
№
п/п

Наименование темы

1

Знакомство с
ментальной
арифметикой.
Простое сложение и
вычитание.
Однозначные числа.
Правило Просто.
Сложение и
вычитание
однозначных чисел.
Простое сложение и
вычитание.
Однозначные числа.
Правило Просто.
Сложение и
вычитание
однозначных чисел.
Простое сложение и
вычитание
двузначных чисел.

2
3

4
5

6

7

8

9

Турнир. Просто
сложение и
вычитание
однозначные и
двузначные числа
Простое сложение и
вычитание
двузначных
чисел
Турнир. Просто
сложение и
вычитание
однозначные и
двузначные числа.

Общее
кол-во
занятий
2
20

В т.ч.
В т. ч.
теории практики
1

1

Опрос

10

12

Беседа,
педагогическое
наблюдение
Турнир

1

1

13

13

1

1

20

Форма
контроля

7

13

1

1

13

13

1

1

Беседа,
педагогическое
наблюдение
Турнир

Беседа,
педагогическое
наблюдение,
тренировка.
Турнир

Беседа,
педагогическое
наблюдение,
тренировка.
Турнир

Содержание первого года обучения курса
1. Знакомство с ментальной арифметикой. Техника безопасности (2
занятия).
Теория: Знакомство с обучающимися. Обсуждение правил поведения в
кабинете. Инструктаж по технике безопасности труда и противопожарной
безопасности.
2. Простое вычитание однозначных чисел (35 занятия).
Теория: Изучение состава чисел, знакомство с числами. Обучение
методике устного счета с помощью абакуса.
Практика: Решение примеров на счетах и ментально. Турнир.
3. Простое вычитание двузначных чисел (35 занятий).
Теория: Знакомство с двузначными числами. Умение называть и
откладывать десятки. Сложение и вычитание от 10 до 99 на счетах и
ментально.
Практика: Решение примеров на счетах и ментально. Турнир.
Учебно-тематический план второго года обучения.
№ Наименование темы Общее В т.ч. В т.ч.
Формы
п/п
кол-во теории практи контроля
занятий
ки
1
Повторение темы
5
1
4
Опрос.
«Просто. Сложение и
Беседа.
вычитание.
Тренировк
Однозначные »
а.
2.
Повторение темы
5
1
4
Беседа.
«Просто. Сложение и
Педагогич
вычитание.
еское
Двузначные»
наблюден
ие.
Тренировк
а.
3.
Знакомство с
11
3
8
Беседа.
трехзначными
Педагогич
числами. Умение
еское
откладывать и
наблюден
называть сотни.
ие.
Решение
Тренировк
трехзначных
а
примеров на счетах
4.
Турнир
1
1
Турнир.
«Просто сложение и
вычитание
однозначных,

5.

6.

7.

двузначных и
трехзначных»
Правило «Брата».
Знакомство.
Сложение и
вычитание с
переходом через 5.
Однозначные и
двузначные.
Правило «Друг».
Сложение и
вычитание с
переходом через 10.

Турнир.
Правило «Просто.
Брат. Друг».

25

12

13

24

12

12

1

1

Беседа.
Педагогич
еское
наблюдена
.Трениров
ка.
Турнир.
Беседа.
Педагогич
еское
наблюден
ие
Тренировк
а.
Турнир

Содержание второго года обучения
1. Повторение темы «Просто. Сложение и вычитание. Однозначные и
двузначные» (10 занятий). Повторение, правила набора и счета на
счетах. Инструктаж по технике безопасности. Вступительное
тестирование.
Практика: Тестирование.
2. Знакомство с трехзначными числами (11 занятий). Умение
откладывать и называть сотни.
Практика: Решение трехзначных примеров на счетах.
3. Сложение с переходом через 5 (25 занятий). Занятия «+4/-4», «+3/-3»,
«+2/-2», «+1/-1». Упражнение на восприятие, воображение, внимание,
память.
Практика: Решение примеров на счетах и ментально.
4. Сложение с переходом через 10 (24 занятий). Изучение состава числа
10.
Переход
по
счету
с
двузначными
числами.
+1
/-1 с двузначными числами, +2/-2 с двузначными числами, +3/-3
двузначными числами, +4/-4 двузначными числами, +5/-5 двузначными
числами, +6/-6 двузначными числами, +7/-7 двузначными числами, +8/-8
двузначными числами, +9/-9 двузначными числами.
Практика: Решение примеров на счетах и ментально.

месяц

сентя
брь

Октя
брь

Календарно-тематический план
Место, дата и время проведения занятий в соответствии с расписанием
(с 01.09)
Номе
Форма
Тема занятия
КолФормы
р
учебного
во
текущего
учебн
занятия
часов
контроля
ого
(мину
занят
т)
ия
1
Лекция,
Знакомство с педагогом.
25
практическо Знакомство с ментальной
е занятие
арифметикой. Техника
безопасности.
2
Лекция,
Знакомство с педагогом.
практическо Знакомство с ментальной
е занятие
арифметикой. Техника
безопасности.
3
Лекция,
Изучаем цифру 0. Как
25
Наблюдение
практическо
работать на счетах.
е занятие
Творческая работа
4
Лекция,
Изучаем цифру 0. Как
25
Наблюдение
практическо
работать на счетах
е занятие
(повторение). Творческая
работа.
5
Лекция,
Изучаем цифру 1 на
25
Наблюдение
практическо
счетах. Отрабатываем.
е занятие
Как откладывать
косточки на счетах.
6
Лекция,
Изучаем цифру 1 на
25
Наблюдение
практическо
счетах. Отрабатываем.
е занятие
Повторяем. Как
откладывать косточки на
счетах.
7
Лекция,
Изучаем цифру 2 на
25
Наблюдение
практическо
счетах
е занятие
8
Лекция,
Изучаем цифру 2 на
25
Наблюдение
практическо
счетах. Закрепляем.
е занятие
Повторяем
9
Лекция,
Понятие сложения и
25
Наблюдение
практическо
вычитания на счетах.
е занятие
10
Лекция,
Знакомство с цифрой 3 на
25
Наблюдение
практическо
счетах.
е занятие

11
12
13
14

15

16

Нояб
рь

17

18
19

20
21
22

23

Лекция,
Сложение и вычитание с
практическо
цифрой 3.
е занятие
Лекция,
Сложение и вычитание с
практическо цифрой 3. Закрепление.
е занятие
Повторение
Лекция,
Знакомство с цифрой 4 на
практическо
счетах.
е занятие
Лекция,
Сложение и вычитание с
практическо
цифрой 4. Учимся
е занятие
работать на
воображаемых счетах.
Лекция,
Сложение и вычитание с
практическо
цифрой 4. Учимся
е занятие
работать на
воображаемых счетах.
Закрепляем. Повторяем.
Лекция,
Повторение, закрепление
практическо
работы с «земными
е занятие
косточками». Правило
«Просто»
Лекция,
Знакомство с цифрой 5 на
практическо счетах. Учимся работать с
е занятие
цифрой 5 на счетах и
ментально.
Лекция,
Счет до 5. Выделение
практическо
признаков. Различие.
е занятие
Сходство
Лекция,
Закрепление работы с
практическо
цифрой 5 на счетах.
е занятие
Учимся работать с
цифрой 5 на счетах и
ментально.
Лекция,
Изучаем цифру 6 на
практическо
счетах.
е занятие
Лекция,
Сложение и вычитание с
практическо
цифрой 6 на счетах и
е занятие
ментально.
Лекция,
Сложение и вычитание с
практическо
цифрой 6 на счетах и
е занятие
ментально. Повторение от
1-6
Практическ
Турнир.
ое занятие
Сложение. Вычитание.
Правило «Просто». От

25

Наблюдение

25

Диагностик
а

25

Наблюдение

25

Наблюдение

25

Наблюдение

25

25

Тестирован
ие,
Диагностик
а
Наблюдение

25

Наблюдение

25

Наблюдение

25

Наблюдение

25

Наблюдение

25

Диагностик
а.
Тестирован
ие.
Турнир

25

24
Дека
брь

25

Наблюдение

Сложение и вычитание с
цифрой 7 на счетах и
ментально.
Сложение и вычитание с
цифрой 7 на счетах и
ментально. Закрепление.
Повторение.
Изучаем цифру 8 на
счетах.

25

Наблюдение

25

Наблюдение

25

Наблюдение

Сложение и вычитание
цифры 8 на счетах и
ментально.
Сложение и вычитание
цифры 8 на счетах и
ментально. Закрепление.
Повторение.
Изучение цифры 9 на
счетах

25

Наблюдение

25

Диагностик
а

25

Наблюдение

25

Наблюдение

25

Наблюдение

Лекция,
практическо
е занятие
Лекция,
практическо
е занятие
Лекция,
практическо
е занятие

Сложение и вычитание
цифры 9 на счетах и
ментально
Сложение и вычитание
цифры 9 на счетах и
ментально. Закрепление.
Повторение.
Решение примеров на
счетах и ментально.
Правило «Просто»
Решение примеров на
счетах и ментально.
Правило «Просто»
Решение примеров на
счетах и ментально.
Правило «Просто»

25

Наблюдение

25

Наблюдение

25

36

Лекция,
практическо
е занятие

Решение примеров на
счетах и ментально.
Правило «Просто»

25

37

Практическ
ое занятие

Правило «Просто»,
решение от 1 до 9

25

Тестирован
ие,
Диагностик
а
Тестирован
ие,
Диагностик
а
Турнир

25
26

27
28
29

30
31
32

Янва
рь

33
34
35

Лекция,
практическо
е занятие
Лекция,
практическо
е занятие
Лекция,
практическо
е занятие

1до 6
Изучаем цифру 7 на
счетах.

Лекция,
практическо
е занятие
Лекция,
практическо
е занятие
Лекция,
практическо
е занятие
Лекция,
практическо
е занятие
Лекция,
практическо
е занятие
Лекция,
практическо
е занятие

38

39

40

Февр
аль

41
42
43
44
45
46
47
48

Март

49
50
51
52

Лекция,
Знакомство с
практическо двузначными на счетах.
е занятие
Правила работы на счетах
двузначными числами.
Лекция,
Работа с двузначными на
практическо
счетах. Двузначные
е занятие
второго десятка. Умение
откладывать и называть
десятки.
Лекция,
Работа с двузначными на
практическо
счетах. Двузначные
е занятие
второго десятка. Умение
откладывать и называть
десятки.
Сложение и вычитание
двузначных до 99.
Лекция,
Сложение и вычитание
практическо
двузначных до 99.
е занятие
Лекция,
Сложение и вычитание
практическо
двузначных до 99.
е занятие
Лекция,
Сложение и вычитание
практическо
двузначных до 99.
е занятие
Лекция,
Сложение и вычитание
практическо
двузначных до 99.
е занятие
Лекция,
Сложение и вычитание
практическо
двузначных до 99.
е занятие
Лекция,
Сложение и вычитание
практическо
двузначных до 99.
е занятие
Лекция,
Сложение и вычитание
практическо
двузначных до 99.
е занятие
Лекция,
Сложение и вычитание
практическо
двузначных до 99.
е занятие
Лекция,
Сложение и вычитание
практическо
двузначных до 99.
е занятие
Лекция,
Сложение и вычитание
практическо
двузначных до 99.
е занятие
Лекция,
Сложение и вычитание

25

Наблюдение

25

Наблюдение

25

Наблюдение

25

Наблюдение

25

Наблюдение

25

Наблюдение

25

Наблюдение

25

Диагностик
а

25

Наблюдение

25

Наблюдение

25

Наблюдение

25

Наблюдение

25

Наблюдение

25

Наблюдение

25

Наблюдение

53
54
55
56
Апре
ль

57
58

практическо
двузначных до 99.
е занятие
Лекция,
Сложение и вычитание
практическо
двузначных до 99.
е занятие
Лекция,
Сложение и вычитание
практическо
двузначных до 99.
е занятие
Лекция,
Сложение и вычитание
практическо
двузначных до 99.
е занятие
Лекция,
Сложение и вычитание
практическо
двузначных до 99.
е занятие
Лекция,
Сложение и вычитание
практическо
двузначных до 99.
е занятие
Практическ Сложение и вычитание от
ое занятие
1 до 99. Правило
«Просто»

59

Лекция,
практическо
е занятие

60

Лекция,
практическо
е занятие

61

Лекция,
практическо
е занятие

62

Лекция,
практическо
е занятие

63

Лекция,
практическо

Сложение и вычитание
двузначных до 99.
Учимся считать на
воображаемых счетах
двузначные числа (два
действия)
Сложение и вычитание
двузначных до 99.
Учимся считать на
воображаемых счетах
двузначные числа (два
действия)
Сложение и вычитание
двузначных до 99.
Учимся считать на
воображаемых счетах
двузначные числа (два
действия)
Сложение и вычитание
двузначных до 99.
Учимся считать на
воображаемых счетах
двузначные числа (два
действия)
Сложение и вычитание
двузначных до 99.

25

Наблюдение

25

Диагностик
а

25

Наблюдение

25

Наблюдение

25

Наблюдение

25

Турнир,
соревновани
е.

25

Наблюдение

25

Наблюдение

25

Наблюдение

25

Наблюдение

25

Наблюдение

е занятие

Май

64

Лекция,
практическо
е занятие

65

Лекция,
практическо
е занятие

66

Лекция,
практическо
е занятие

67

Лекция,
практическо
е занятие

68

Лекция,
практическо
е занятие

69

Лекция,
практическо
е занятие

70

Лекция,
практическо
е занятие

71

Практическ
ое занятие
Практическ

72

Учимся считать на
воображаемых счетах
двузначные числа (три
действия)
Сложение и вычитание
двузначных до 99.
Учимся считать на
воображаемых счетах
двузначные числа (три
действия)
Сложение и вычитание
двузначных до 99.
Учимся считать на
воображаемых счетах
двузначные числа (три
действия)
Сложение и вычитание
двузначных до 99.
Учимся считать на
воображаемых счетах
двузначные числа (три
действия)
Сложение и вычитание
двузначных до 99.
Учимся считать на
воображаемых счетах
двузначные числа (три
действия)
Сложение и вычитание
двузначных до 99.
Учимся считать на
воображаемых счетах
двузначные числа (три
действия)
Сложение и вычитание
двузначных до 99.
Учимся считать на
воображаемых счетах
двузначные числа (три
действия)
Решение примеров на
сложение и вычитание на
счетах и ментально.
Правило «Просто»
Турнир
Подведение итогов.

25

Наблюдение

25

Диагностик
а

25

Наблюдение

25

25

25

25

25

Турнир

25

Тестирован

ое занятие

месяц

Сентябр
ь

Задание на лето.

ие,
Диагностик
а

Календарно-тематическое планирование. План второго года
обучения.
Номер
Форма
Тема занятия Кол-во
Формы
учебног
учебного
часов
текущего
о
занятия
(минут
контроля
занятия
)
1
Лекция,
Сложение и
35
практическое
вычитание
занятие
(повторение
Однозначные)
. Техника
безопасности.
2
Практическо
Сложение и
35
Наблюдение
е занятие
вычитание на
счетах и
ментально
(повтор
Однозначные)
3
Практическо
Сложение и
35
е занятие
вычитание
однозначные
на счетах и
ментально
(Повторение)
4
Практическо
Сложение и
35
е занятие
вычитание
однозначные
на счетах и
ментально
(Повторение)
5
Практическо
Сложение и
35
Самостоятельна
е занятие
вычитание
я работа
однозначные
на счетах и
ментально
(Повторение)
6
Практическо
Сложение и
35
е занятие
вычитание
двузначные
на счетах и
ментально

Октябрь

7

Практическо
е занятие

8

Практическо
е занятие

9

Практическо
е занятие

10

Лекция,
практическое
занятие

11

Лекция,
практическое
занятие

12

Лекция,
практическое
занятие

13

Лекция,
практическое
занятие

14

Лекция,
практическое
занятие

15

Лекция,
практическое
занятие

16

Лекция,
практическое

(Повторение)
Сложение и
вычитание
двузначные
на счетах и
ментально
(Повторение)
Сложение и
вычитание
двузначные
на счетах и
ментально
(Повторение)
Сложение и
вычитание
двузначные
на счетах и
ментально
(Повторение)
Сложение и
вычитание
двузначные
на счетах и
ментально
(Повторение)
Сложение и
вычитание
трехзначных
чисел.
Сложение и
вычитание
трехзначных
чисел.
Сложение и
вычитание
трехзначных
чисел.
Сложение и
вычитание
трехзначных
чисел.
Сложение и
вычитание
трехзначных
чисел.
Сложение и
вычитание

35

Наблюдение

35

35

35

Самостоятельна
я работа

35

Наблюдение

35

35

35

35

35

Диагностика

занятие
Ноябрь

Декабрь

17

Лекция,
практическое
занятие

18

Лекция,
практическое
занятие

19

Лекция,
практическое
занятие

20

Лекция,
практическое
занятие

21

Лекция,
практическое
занятие

22

Практическо
е занятие,
турнир

23

Лекция,
практическое
занятие

24

Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие
Лекция,

25
26
27
28

трехзначных
чисел.
Сложение и
вычитание
трехзначных
чисел.
Сложение и
вычитание
трехзначных
чисел.
Сложение и
вычитание
трехзначных
чисел.
Сложение и
вычитание
трехзначных
чисел.
Сложение и
вычитание
трехзначных
чисел.
Турнир
«Простое
сложение и
вычитание
однозначных,
двузначных и
трехзначных»
Знакомство с
правилом
«Братьев».
Состав числа
5.
Отработка
правила
«Братья»
Правило
«Братья» +4/-4
Однозначные.
Правило
«Братья». +4/4 Двузначные.
Отработка
правила
«Братья»
Правило

35

35

Наблюдение

35

35

Диагностика

35

35

Турнир

35

Наблюдение

35

35

Наблюдение

практическое
занятие
29

Лекция,
практическое
занятие

30

Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие

31

32
Январь

33
34

Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие

35

Лекция,
практическое
занятие

36

Лекция,
практическое
занятие

37

Лекция,
практическое
занятие

38

Лекция,
практическое
занятие

«Братья» +3/3.
Однозначные.
Правило
«Братья» +3/3.
Двузначные.
Отработка
правила
«Братья»
Правило
«Братья» +2/2.
Однозначные
Правило
«Братья» +2/-2
Двузначные.
Отработка
правила
«Братья»
Правило
«Братья» +1/1.
Однозначные.
Правило
«Братья» +1/1.
Двузначные.
Повторение
правила
«Братьев».
Сложение и
вычитание
однозначных
и двузначных,
отработка.
Повторение
правила
«Братьев».
Сложение и
вычитание
однозначных
и двузначных,
отработка.
Повторение
правила
«Братьев».

35

35

35

Наблюдение

35

Наблюдение

35

35

35

Наблюдение

Февраль

39

Лекция,
практическое
занятие

40

Лекция,
практическое
занятие

41

Лекция,
практическое
занятие

42

Лекция,
практическое
занятие

43

Лекция,
практическое
занятие

44

Лекция,
практическое

Сложение и
вычитание
однозначных
и двузначных,
отработка.
Повторение
правила
«Братьев».
Сложение и
вычитание
однозначных
и двузначных,
отработка.
Повторение
правила
«Братьев».
Сложение и
вычитание
однозначных
и двузначных,
отработка.
Повторение
правила
«Братьев».
Сложение и
вычитание
однозначных
и двузначных,
отработка.
Повторение
правила
«Братьев».
Сложение и
вычитание
однозначных
и двузначных,
отработка.
Повторение
правила
«Братьев».
Сложение и
вычитание
однозначных
и двузначных,
отработка.
Повторение
правила

35

35

35

Наблюдение

35

35

35

Наблюдение

занятие

Март

45

Лекция,
практическое
занятие

46

Лекция,
практическое
занятие

47

Лекция,
практическое
занятие

48

практическое
занятие

49

Лекция,
практическое
занятие

50

Лекция,
практическое
занятие

51

Практическо
е занятие

«Братьев».
Сложение и
вычитание
однозначных
и двузначных,
отработка.
Повторение
правила
«Братьев».
Сложение и
вычитание
однозначных
и двузначных,
отработка.
Повторение
правила
«Братьев».
Сложение и
вычитание
однозначных
и двузначных,
отработка.
Повторение
правила
«Братьев».
Сложение и
вычитание
однозначных
и двузначных,
отработка.
Сложение и
вычитание по
правилу
«Братьев»
Состав числа
10. Правило
«Друзья».
Сложение и
вычитание.
Состав числа
10. Правило
«Друзья».
Сложение и
вычитание.
Правило
«Друга» +9/-9.
Сложение и

35

35

35

Наблюдение

35

Диагностика

35

35

35

Апрель

52

Практическо
е занятие

53

Лекция,
практическое
занятие

54

Лекция,
практическое
занятие

55

Лекция,
практическое
занятие

56

Лекция,
практическое
занятие

57

Лекция,
практическое
занятие

58

Лекция,
практическое
занятие

59

Лекция,
практическое
занятие

60

Лекция,
практическое
занятие

61

Лекция,
практическое
занятие

62

Лекция,
практическое
занятие

63

Лекция,
практическое

вычитание.
Правило
«Друга» +9/-9.
Сложение и
вычитание.
Правило
«Друга» +8/-8.
Сложение и
вычитание
Правило
«Друга» +8/-8.
Сложение и
вычитание
Правило
«Друга» +7/-7.
Сложение и
вычитание.
Правило
«Друга» +7/-7.
Сложение и
вычитание.
Правило
«Друга» +6/-6.
Сложение и
вычитание
Правило
«Друга» +6/-6.
Сложение и
вычитание
Правило
«Друга» +5/-5.
Сложение и
вычитание
Правило
«Друга» +5/-5.
Сложение и
вычитание
Правило
«Друга» +4/-4.
Сложение и
вычитание
Правило
«Друга» +4/-4.
Сложение и
вычитание
Правило
«Друга» +3/-3.

35

Наблюдение

35

35

35

35

Наблюдение

35

35

35

Наблюдение

35

35

35

35

Наблюдение

занятие

Май

64

Лекция,
практическое
занятие

65

Лекция,
практическое
занятие

66

Лекция,
практическое
занятие

67

Лекция,
практическое
занятие

68

Лекция,
практическое
занятие

69

Лекция,
практическое
занятие

70

Лекция,
практическое
занятие

71

Лекция,
практическое
занятие
практическое
занятие

72

Сложение и
вычитание
Правило
«Друга» +3/-3.
Сложение и
вычитание
Правило
«Друга» +2/-2.
Сложение и
вычитание
Правило
«Друга» +2/-2.
Сложение и
вычитание
Правило
«Друга» +1/-1.
Сложение и
вычитание
Правило
«Друга» +1/-1.
Сложение и
вычитание
Повторение
правило
«Друзья»
«Братья»
«Просто»
Повторение
правило
«Друзья»
«Братья»
«Просто»
Повторение
правило
«Друзья»
Повторение.
Контрольное
тестирование.
Зачетная
работа.

35

35

35

35

35

35

Наблюдение

35

35

Тестирование,
диагностика

35

Тестирование
Турнир

Учебно-методическое обеспечение
При реализации программы используются:
 Разработки теоретических и практических занятий;

 Дидактические и наглядные материалы: схемы, тематические
иллюстрации, видеоролики, презентации;
 Раздаточный материал: памятки, инструкции, индивидуальные
задания.
Материально-техническое обеспечение:
Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем
проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами:
столы и стулья для учащихся и педагога, доска.
Оборудование:
 Счеты для учащихся -10 штук
 Демонстрационный абакус для педагога – 1 шт.
Дидактическое обеспечение курса: рабочая тетрадь для учащихся.
Условия проведения занятий: для проведения занятий используется
учебный кабинет, обучающиеся, как правило, располагаются за рабочими
столами, для каждого обучающегося предусмотрен отдельный абакус и
рабочая тетрадь.
Требования к одежде: особых требований не предъявляется.

Список используемой литературы
1. Демидов Г. Ментальная арифметика. Вычитание и сложение от 4 до 16
лет/Демидов Г.- М.: Демидов Георгий, 2016
2. Жунисбекова Куралай. Ментальная арифметика. Методическое пособие для
преподавателей и родителей / Жунисбекова Куралай – М.: «Издательские
решения», 2018
3. Малсан Би. Ментальная арифметика для всех / Малсан Би – М.
«Издательские решения», 2016
4. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»
5. Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программам»
6. Фуст О. Организация учебного направления «Ментальная арифметика» в
образовательном учреждении / Фуст О.Н.- Издательство «Аметод», 2018


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».