План работы с детьми старшего дошкольного возраста на метеоплощадке на 2019-2020 год

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 161

Проект

План работы
с детьми старшего дошкольного возраста
на метеорологической площадке
на 2019 -2020 учебный год
Воспитатель: Шершнёва
Татьяна Александровна

Екатеринбург, 2019

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 161
Шершнёва Татьяна Александровна

Пояснительная записка.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение
– их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание
самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога –
не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности
государственной политики в области дошкольного образования на
современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ
«Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (ФГОС ДО) обусловили необходимость важных изменений в
определении содержания и способов организации педагогического процесса
в детском саду.
В Концепции модернизации российского образования говорится, что
развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные,
предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом,
конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать
решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это
во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть
стоящих у истоков становления личности. Опираясь на требования к
содержанию образования, представленные в ФГОС ДО, педагоги должны
переориентировать содержание образовательного процесса на обеспечение
самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая
включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю
психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает
продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает
характер деятельности. Во многих работах отечественных педагогов (Г.М.
Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько) говорится о необходимости включения
дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами
могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их
сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление детям
возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и
представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его
активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им
представлений о взаимосвязи природы и человека. Мы хотим видеть наших
воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными,
умеющими решать возникающие проблемы и правильно ориентироваться в
окружающей
обстановке.
Жажда
впечатлений,
желание
детей
самостоятельно исследовать мир вокруг заставляет педагогов искать новые
методы организации детского экспериментирования.
Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что
усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе
собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо
2

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 161
Шершнёва Татьяна Александровна

легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования,
ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом
виде. В условиях экономного финансирования ДОУ не может позволить
оборудованную лабораторию или мастерскую. Педагогический коллектив
пришел
к
выводу,
что
развивать
у
дошкольников
умения
экспериментировать, наблюдать можно доступными средствами: наблюдая за
погодой и природными явлениями.
В настоящее время потребность человека в определении погоды на
основе личных наблюдений за поведением животных, состоянием растений и
некоторых явлений неживой природы заметно снижается. При современном
уровне развития науки и техники легче узнать прогноз погоды из средств
массовой информации, чем определять самому. Но «легче» не значит
«лучше»: умение определять погоду оказывает большое влияние на общее
развитие человека. Прогнозирование погоды — это деятельность
познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные
способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать,
предполагать,
анализировать,
сопоставлять,
рассуждать,
делать
умозаключения, выводы. Прогнозирование погоды позволяет углубить
знания о природе, о значимости ее компонентов, о зависимости органической
природы от неорганической. Например: наблюдая за одуванчиком, мать-имачехой, дети узнают их отличительные признаки, реакцию на различные
факторы среды (закрывают соцветия при понижении атмосферного давления,
повышении влажности). Эти растения не только «живые барометры», но и
отличные часы (в хорошую погоду открывают и закрывают соцветия в одно
и то же время суток). Этот вид деятельности можно осуществлять в любом
месте, в любое время суток, в любое время года и в любом возрасте.
Прогнозирование погоды позволяет использовать все методы
экологического образования во всех формах работы, прежде всего это
повторные и длительные наблюдения-исследования за растениями и
животными в уголке природы, на прогулке, дома, на даче с последующим
обсуждением результатов на «научной конференции». Этот вид деятельности
позволяет открыть детям неизвестное в известном, хорошо знакомом.
Например, все знакомы с воронами, но только сведущие люди знают: если
вороны устраиваются на ночлег, повернувшись клювами в одну сторону,
завтра ветер будет дуть с той стороны, куда направлены клювы, если садятся
на ветки как попало, то ветра не будет.
Знакомство детей с народными приметами — это приобщение их к
народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитывает
уважение к предкам, обеспечивает связь поколений. Знание народных
примет, результаты собственных наблюдений в ходе их проверки позволяют
развивать детей не только интеллектуально, но и творчески (для лучшего
запоминания дети рифмуют приметы, зарисовывают их). Прогнозирование
погоды позволяет детям испытывать радость открытия, почувствовать вкус
исследовательской работы («А календула — это барометр? А рыбка в
3

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 161
Шершнёва Татьяна Александровна

аквариуме?») При этом не важно, подтвердился прогноз или нет — дети
радуются в любом случае. Если прогноз подтвердился — радости нет
предела; если нет — можно аргументированно доказать неправомерность
предположения. Знакомство детей с «живыми барометрами» способствует
формированию бережного отношения к природе («Не наступи случайно на
одуванчик или паучка: они подскажут, какая завтра будет погода»).
Благодаря этому дети учатся понимать язык природы (о чем предупреждает
ласточка, лягушка, ель и т.д.). На прогулке дети знакомятся с тем, как
животные и растения приспосабливаются к изменяющимся условиям
окружающей среды. Дети приучаются замечать изменения в состоянии
объектов природы («фиалка загрустила» - наклонила цветок к земле — перед
дождем и т. д.), а это способствует воспитанию чуткости и внимательности к
миру. Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании
взаимосвязей живой и неживой природы, что способствует подведению
детей к философскому понятию всеединства мира («все связано со всем»).
Этот метод помогает детям разобраться в причинно-следственных связях, что
очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни
вообще.
Цель: развитие навыков познавательно – исследовательской деятельности
старших дошкольников в процессе систематических наблюденияй за погодой
в условиях специально оборудованной метеоплощадки.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления о климатических особенностях родного
края;
- познакомить детей с профессией метеоролога;
- познакомить детей с приборами – помощниками (компасом,
термометром, гигрометром, барометром, осадкомером, мерзлометром,
гололедным станком, снегомером, флюгером, ветровым рукавом,
ловцом облаков, солнечными часами);
- учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков и
символов.
Развивающие:
- развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы на основе
длительных наблюдений за погодой;
- формировать понимание взаимосвязи между состоянием погоды и
жизнедеятельностью людей и живых организмов;
- пополнить словарный запас детей.
Воспитательные:
- приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному
опыту – знакомить детей с народным календарем и народными
приметами, проверять их в ходе наблюдений;
4

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 161
Шершнёва Татьяна Александровна

- воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к
родному краю;
- активизировать позицию родителей как участников педагогического
процесса детского сада.
Предполагаемый результат:
Благодаря организации систематической работы на метеоплощадке, дети:
- познакомятся с профессией метеоролога;
- познакомятся с приборами, помогающими наблюдениям за погодой –
компас, термометр, гигрометр, барометр, осадкомер, мерзлометр,
гололедный станок, снегомер, флюгер, ветровой рукав, ловец облаков,
солнечные часы;
- научатся определять направление и силу ветра;
- научатся определять типы облаков, зависимость между видами облаков
и осадками;
- научатся оценивать количество и качество осадков;
- научатся устанавливать связь между температурой воздуха и
влажностью;
- получат элементарные экологические знания через прогнозирование;
- получат возможность реализовать познавательную активность и
любознательность;
- научатся последовательно излагать свои мысли, анализировать и
делать логические выводы;
- расширят словарный запас;
- познакомятся с особым жанром народного творчества – народным
календарем и народными приметами.
- усвоят бережное отношение ко всему живому на земле, любовь к
природе.
Оборудование детской метеоплощадки:
Метеорологические наблюдения на площадке проводятся для
получения характеристики погоды в установленные сроки.
Метеоплощадка имеет прямоугольную форму и располагается на
типичном для окружающей местности участке, с двух сторон огорожена
забором. Поверхость метеоплощадки покрыта искусственным газоном. Она
удалена от крупных построек и водных объектов, которые могут оказывать
непосредственное влияние на показания приборов. Флюгер и ветровой рукав
расположены выше уровня забора, что способствует достоверности
получаемых данных.
Метеобудка с подиумом
Будка на металлической опоре имеет жалюзийные стенки и дверцу,
вентиляционные щели в днище и под крышей. Она защищает метеоприборы
5

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 161
Шершнёва Татьяна Александровна

от прямых солнечных лучей, ветра и осадков, что позволяет получать
достоверные данные. Вней хранятся термогигрометр и барометр.
Термометр
Термометр спиртовой служит для определения температуры воздуха.
Он состоит из шкалы и стеклянной трубки с окрашенной жидкостью. На
шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры,
стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль—граница между
градусами тепла и градусами холода.
Термогигрометр
Современный прибор «два в одном» — совмещает в себе термометр и
гигрометр. Таким образом, показывает и температуру, и влажность воздуха.
При регулярных измерениях дошкольники поймут связь этих двух
показателей, их динамику относительно друг друга.
Барометр
Определяет атмосферное давление в миллиметрах ртутного столба.
Внутри прибора — тонкостенная гофрированная коробка из металла с
разреженным воздухом. При снижении давления коробка расширяется, при
повышении — сжимается. Коробка связана с пружиной, которая приводит в
движение стрелку-указатель.
Флюгер
Флюгер состоит из неподвижного вертикального стержня и подвижной
части – флюгарки, которая вращается на стержне и устанавливается по ветру
так, что положение стрелки показывает то направление, откуда дует ветер.
Флюгарка состоит из лопасти и стрелки, укрепленных на трубке. На нижней
части стержня находятся штифты для ориентировки направлений по
сторонам света. К штифтам прикреплены буквы (С-Ю-З-В), для лучшей
ориентировки детям. Ориентировка флюгера по сторонам света выполнена с
помощью компаса.
Ветровой рукав
Полосатый тканевый конус прикреплен к металлическому кольцу на
верхушке неподвижного столба. При сильном ветре конус надувается и
вытягивается по горизонтали. Так он показывает две характеристики –
метеорологическое направление ветра и его относительную силу.
Осадкомер
Наблюдения за атмосферными осадками состоят из определения вида
осадков, их интенсивности, времени выпадения и измерений количества
выпавших осадков. Количество осадков измеряется высотой (в миллиметрах)
слоя воды, образовавшегося на горизонтальной поверхности от выпавшего
дождя, мороси, обильных рос, тумана, растаявшего снега при отсутствии
стока, просачивания. Количество осадков измеряется при помощи
осадкомера или дождемера.
Прибор изготовлен по модели профессионального лепесткового
осадкомера. Площадка установлена на стойке и ограждена ветрозащитой.
6

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 161
Шершнёва Татьяна Александровна

Пластиковый мерный стакан предназначен для измерения уровня выпавших
осадков — дождя или снега.
Снегомер
Для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова применяется
снегомерная рейка. На одной из сторон от уровня земли нанесены деления
для измерения толщины слоя снега в сантиметрах. В зимнее время это
позволяет оценить погодные условия и спрогнозировать уровень
безопасности в городской среде.
Мерзлометр и гололедный станок
Мерзлометр — два столба с натянутой между ними проволокой. По
намерзанию на проволоке можно сказать о состоянии электропроводов в
городе. Гололедный станок — диск закрепленный на одном из столбов
мерзлометра. По отложениям на диске устанавливают вид твердых осадков
— иней, изморозь, гололед, гололедицу.
Ловец облаков
Квадратная панель раме на неподвижной опоре. Панель легко
наклонить «на себя» или «от себя», повернуть вправо-влево. Через смотровое
окно в центре ребенок находит на небе облако и сравнивает его с
изображениями восьми видов облаков на панели.
Солнечные часы
Кадран — круглая столешница — прикреплен к металлической опоре
параллельно горизонту. На нем обозначены стороны света и шкала
циферблата часов. В центре кадрана установлен гномон — древний
прототип стрелки. В солнечную погоду тень от гномона указывает время в
настоящий момент.
Стенд магнитно-маркерный
Стенд упрощает работу воспитателю, облегчает детям восприятие
новой информации. На стенде можно вести записи и рисовать. При помощи
магнитов удобно размещать демонстрационные материалы по теме занятия.
Модель образовательной системы
Ежедневно во время прогулки на метеоплощадке проводятся
наблюдение за погодой. Данные заносятся в специально разработанный
календарь наблюдений условными знаками. В конце месяца, сезона
анализируются результаты, делаются выводы: какая погода была в течение
месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных,
дождливых или снежных, ветреных, морозных.
В живой природе проводятся наблюдения за переменами,
происходящими с деревьями, кустарниками, травами по сезонам,
обсуждения, почему меняется состояние растительности, какие изменения
происходят в жизни животных, насекомых, акцентируется внимание на
изменения жизненно важных условий.
В начале каждого месяца целесообразно познакомить детей с
народным календарем: названием месяца, народными приметами,
7

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 161
Шершнёва Татьяна Александровна

проверяется достоверность примет. Такой подход позволяет приобщить
детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это
воспитание уважения к предкам, обеспечение связи поколений. Для более
легкого запоминания народные приметы можно рифмовать. Приметы в
стихотворной форме легче воспринимаются и чаще используются детьми в
речи.
Знания, полученные в процессе наблюдений, необходимо применять
для развития творческих способностей детей: рисование природных явлений;
сочинение рассказов, стихов, загадок о природе. Детское творчество можно
оформить в книжках – самоделках.
Организацию экспериментальной деятельности целесообразно
строить в тесном сотрудничестве с родителями. Родителей детей старшего
дошкольного возраста можно познакомить функциональным назначением
оборудования метеоплощадки. Информацию родители могут получать из
наглядных материалов – папок-передвижек и ширм. Для родителей можно
организовать день открытых дверей: «Добро пожаловать на метеостанцию».
На консультациях родителям можно посоветовать прогулку в природу
связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети потрогали,
понюхали, постучали, совершили какие-то манипуляции: слепить снеговика,
нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика, запустить
воздушного змея и т.д. Важно создать эмоциональный контакт ребенка с
природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо
посидит на пригорке, послушает журчание ручья, просто поглядит вокруг.

-

-





Примеры заданий родителям:
Вашему ребенку шестой год, расскажите ему о некоторых явлениях
неживой природы, к которым он проявляет интерес. Вместе с ребенком
проделайте опыты на определение свойств воздуха. Воздух есть везде –
вокруг нас в воде. Это можно увидеть, поместив перевернутый вверх
дном стакан в воду. Вода не войдет полностью в стакан, ей помешает
воздух. Воздух имеет вес. Если надуть целлофановый пакет и положить
его на весы, стрелка весов отклонится, значит, воздух имеет вес.
Как можно предугадать погоду? Вместе с детьми понаблюдайте за
растениями и их изменениями, связанными с погодой. Если погода
пасмурная, все цветы ветреницы закрыты. Перед дождем никнет к
земле чистотел, гусиный лук, одуванчик. В ясную погоду цветы этих
растений раскрыты.
Обратите внимание на то, что часто настроение человека зависит от
состояния погоды, явлений природы. Поговорите с детьми:
Когда на улице дождь, какое у тебя настроение?
Как ты думаешь, какое настроение бывает весной?
А если бы ты был композитором, то какую бы музыку о весне
придумал – грустную или веселую?
8

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 161
Шершнёва Татьяна Александровна

Требования к организации наблюдений в природе:
1. Пространственная организация наблюдений должна быть такой,
чтобы любой объект природы был максимально доступен каждому. В
каждом конкретном случае воспитатель продумывает, какое количество
детей может одновременно участвовать в наблюдении, как их расположить,
что бы все находились в одном ряду. Ребенок должен иметь возможность
самостоятельно получить сенсорную информацию о природе (ощутить
характер поверхности, определить форму, температуру, тяжесть объекта,
услышать звуки, исходящие от него, почувствовать запах). Воспитатель
словесно обозначает все то, что видят дети, но слово должно идти вслед за
восприятием – только в этом случае у ребенка формируется полноценное
знание.
2. Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным,
поскольку наблюдение – это психическая, интеллектуальная деятельность,
требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного
напряжения. Во время наблюдений нельзя разговаривать, играть,
манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной
умственной деятельности детей 3 – 10 минут, этим временем и
ограничивается наблюдение.
3. Наблюдение складывается по определенной схеме: начало, основная
часть и конец. Сначала необходимо собрать детей и сконцентрировать их
внимание. Лучше использовать следующие приемы, которые вызывают
легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю:
- Призыв вместе смотреть что – то интересное;
- Ласковая интригующая интонация;
- Загадка – описание, загадка – действие о предмете наблюдения. Вторая
часть – основная, она обеспечивает самостоятельное получение
сенсорной информации. Педагог предлагает посмотреть на объект и
задает вопросы с паузами в 2 – 3 секунды.
Секунды молчания и тишины – главный момент в наблюдении: они
позволяют детям сосредоточиться в поиске ответов на вопросы. Основная
часть должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами,
пояснениями, стихами, играми, загадками. Можно использовать логично
подобранные действия и движения. Например, после двух секунд
наблюдения предложить детям показать порывы ветра, как ветер наполняет
ветряной рукав, шум слабого и сильного дождя и др. Наблюдения, удачно
сопряженные с действиями, облегчают получение информации. В конце
наблюдений воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает
загадки о наблюдаемом объекте.
4. Необходима специальная подготовка к наблюдению: осмотр места,
проверка исправности оборудования. В некоторых случаях даются задания
для самостоятельного наблюдения или домашние задания: понаблюдать со
взрослыми (мамой, папой, бабушкой)
9

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 161
Шершнёва Татьяна Александровна

Развитие творческих способностей детей в процессе ознакомления
с народными приметами
(Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с
народным календарем).
Задачи:
- Продолжать знакомство детей с народными приметами, народным
опытом, народной мудростью.
- Составлять к приметам рифмы для лучшего запоминания.
- Учиться проверять достоверность народных примет.
Знания, приобретенные детьми в процессе прогнозирования погоды
можно использовать как средство развития творческих способностей детей:
- рифмование известных народных примет;
- изображение природных явлений в продуктивных видах деятельности.
Приметы в стихотворной форме легче воспринимаются детьми, чаще
используются ими в речи, тем более что они придуманы самими детьми. Для
большей эффективности можно использовать опорные таблицы.
Прежде чем начать работу по рифмованию примет, можно с детьми
сделать следующее:
1. Подобрать глаголы, обозначающие поведение животных и растений
(прыгает, скачет, закрывает, опускает и т.д.)
2. Подобрать глаголы, отражающие действия живых существ (говорит,
напоминает, предупреждает и др.)
3. Подобрать глаголы, значение которых указывает на намечающееся
изменение погоды (начинается, ожидается, собирается, будет и др.)
4. Подобрать прилагательные, характеризующие погоду (ясная,
солнечная, дождливая, грустная, хмурая, серая и др.)
Пример детских рифмовок:
Дрова в печке сильно трещат – о морозе говорят.
- Облака против ветра плывут – ненастье несут.
- Ласточки высоко летают - солнышко ожидают.
- Низко ласточки летают – о дожде предупреждают.
- Одуванчик раскрывается – солнышко ожидается.
- Облака высоко плывут – хорошую погоду несут.
- Гуси улетают – зимушку поджидают.
- Кошка нос прикрывает – мороз ожидает.
- Птицы на верхушках деревьев сидят – о морозе говорят.
- Дым столбом – мороз за окном.
- Звезды сверкают – о морозе предупреждают.
- Звезды ночью играют – о холоде предупреждают.
- Дым по земле – оттепель на дворе.
- Иней пушистый висит – о морозной погоде говорит.
- Синички к дому подлетают – зиму встречают.
10

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 161
Шершнёва Татьяна Александровна

Эти приметы содержат «краткосрочный прогноз». А можно ли детям
предлагать приметы с «долгосрочным прогнозом»? Дело в том, что такие
прогнозы нуждаются в многолетней проверке, что не всегда под силу и
взрослому человеку. Но некоторые приметы доступны и старшим детям,
например, «Много ягод на рябине — осень будет дождливой, мало — сухой»,
«Лист с березы и дуба упал не чисто, к морозной зиме». В этих
приметах названы разные предвестники дождливой осени и морозной зимы.
Проверка примет требует длительных наблюдений за рябиной, березой,
дубом, а потом и выявления признаков дождливой осени и холодной зимы.
На это потребуется много времени. А чтобы дети не забыли примету,
зарисовываем ее условными обозначениями в таблице.
Примеры рифмованных долгосрочных примет:
- Рябины много уродилось – осенью дожди пролились.
- Комары поздней осенью летают – зиму теплую ожидают.
- В сентябре гроза гремит – о теплой осени говорит.
- Журавли высоко летят – о теплой осени говорят.
- Синички к дому подлетают – зиму встречают.
- Сосульки длинные растут – весну не скоро ждут.
Эффективным приемом, способствующим проявлению творческих
способностей детей, является отражение впечатлений от воспринятого в
изобразительной деятельности. Изображая воспринятое, дети уточняют
представления об окружающей природе и, благодаря этому, активнее и
глубже познают ее. Условие: дети должны так отобразить объект, чтобы его
легко могли узнать окружающие. При этом важна не только техника
исполнения, сколько умение увидеть и передать характерные для этого
объекта признаки. Вначале дети изображают природные объекты. После
проверки народных примет можно предложить их проиллюстрировать.
Рисунки можно оформить в виде рукописной книги.

11

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 161
Шершнёва Татьяна Александровна

План мероприятий с детьми, родителями и педагогами на
метеоплощадке в течение года

Месяц

Формы работы,
методические приемы

Задачи

Сентябрь

1. Совместная
деятельность с детьми:
беседа на тему «Что
такое погода?»
Дид. игра: «Что нам
нужно одеть».

Объяснить детям, что
такое погода, как она
может изменяться и
влиять на образ жизни
людей и животных. Дать
представление о понятии
«климат».
Обратить внимание как
люди и животные
приспосабливаются к
жизни в зависимости от
погоды и климата
Познакомить детей с
календарем погоды,
условными
обозначениями; учить
рисовать значки;
развивать интерес к
наблюдениям за
природой.
Познакомить детей с
работой метеорологов
(работой метеостанций,
спутников).

2. Совместная
деятельность с детьми:
«Как заполнять
календарь погоды»
Дидактическая игра
«Какая погода сейчас».
3.Организованная
образовательная
деятельность на тему:
«Откуда дикторы радио
и телевидения узнают о
погоде» Логическая
задача: «О чем говорят
эти вещи»; Словесная
игра: «Подбери слово,
противоположное по
смыслу».
4.Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Сентябрь –
златоцвет»; стихи: З.
Федоровской
«Сентябрь – первый
месяц осени»
чтение рассказа
И. Соколова –
Микитова «Лес
осенью».
5. Организованная
образовательная

Развивающая среда,
продукты детской
деятельности
Дневник
наблюдений.
Продуктивная
деятельность
«Нарисуй погоду».
Муз. сопровождение:
И. Брамс
«Колыбельная».

Дневник
наблюдений,
условные
обозначения
погодных явлений,
дней недели.
Игровое поле,
символизирующее
четыре времени года;
предметные
картинки (зонт,
резиновые сапоги,
валенки, варежки,
солнечные очки,
панама).

Познакомить детей с
народным названием
месяца, народными
приметами («В лесу
много рябины – осень
будет дождливая, мало –
сухая» и др.).

Выставка детских
работ: «Рябиновые
бусы»
Муз. сопровождение:
П. Чайковский
«Осенняя песнь» (из
цикла «Времена
года»).

Закрепить представление
о явлениях и объектах

Макет солнца;
Схема: «Положение

12

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 161
Шершнёва Татьяна Александровна

Октябрь

деятельность на тему:
«Солнышко, солнышко,
покажись» Дид. игры:
«Когда это бывает»,
«Отгадайка».
1. Организованная
образовательная
деятельность «Как
измерить температуру
воздуха»; опыт с
термометром;

2. Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Дождик, дождик,
подожди»; сказка «О
солнышке и дождике»;
опыт «Пусть пойдет
дождь»; подв. игра
«Ходят капельки по
кругу»
3.Совместная
деятельность с детьми:
Знакомство с
оборудованием
метеоплощадки.

4.Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Октябрь – грязник,
листопад»; Логическая
задача: «Книжка про
осень»; дид. игры:
«Когда это бывает?»;
«Что сначала, что
потом»; кроссворд
«Осень».

живой и неживой
природы, дать понятие о
том, что солнце нужно
всем живым существам.

солнца в разные
времена года».

Правила пользования
термометром.
Дать детям представление
о температуре воздуха.
Познакомить с
термометром, его
устройством и
применением. Научить
отсчитывать температуру
воздуха по термометру и
записывать ее в дневнике
наблюдений. Подвести к
пониманию зависимости
между температурой
воздуха и характером
осадков
Дать знания о дожде как о
природном явлении.
Познакомить с условиями
дождя, его характером в
зависимости от сезона

Персонаж Знайка;
термометр для
воспитателя, модели
термометров для
детей; оборудование
для опытов: стаканы
с теплой и холодной
водой.

Познакомить с
оборудованием
метеоплощадки, его
назначением (флюгер
показывает направление
ветра, ветряной рукав –
силу ветра, осадкомер –
количество осадков).
Познакомить детей с
народным названием
месяца, народными
приметами («Гуси летят –
зимушку на хвосте
тащат», «Если листопад
пройдет скоро, надо
ожидать крутой зимы»).

13

Персонаж:
Капитошка –
капелька;
оборудование для
опыта: поднос с
водой, губки и
стаканчики на
каждого ребенка
Муз. сопровождение:
С. Майкапара
«Дождик»
Простейшие
метеорологические
приборы.

Книжка – календарь;
кроссворд «Осень».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 161
Шершнёва Татьяна Александровна

Ноябрь

5. Совместная деят. с
детьми: Рисование на
тему «Унылая пора.
Стихи Т. Шорыгиной
«Приметы осени»
1.Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Как рождается
дождь»; стихи: А.
Тараскин «Сколько
знаю я дождей»; О.
Григорьева «Какой
дождь».
Подвижная игра
«Ходят капельки по
кругу».
2. Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Ветер, ветер,
ветерок»; загадки о
ветре;
стихи:А.Костецкий
«Февраль», А. Барто
«Эти капризы»; опыт
«Ветер – это движение
воздуха»; дид. игры:
«Какой ветер?», «Как
поет ветер?»;
продуктивная
деятельность:
изготовление игрушек
для игры с ветром.
3. Совместная
деятельность с детьми:
Экскурсия на
метеостанцию.

Учить отражать в рисунке
осенние явления.

Выставка детских
рисунков на тему
«Унылая пора».

Дать детям представление
о количестве воды на
земле, ее состоянии в
разные времена года.
Познакомить детей с
образованием дождя, его
характером в зависимости
от сезона года. Выяснить
значение дождя для
животных и растений.

Глобус – модель
земного шара; дид.
картинки: разные
состояния воды
(снег, иней, туман,
сосульки, лед,
морозные узоры).

Познакомить детей с
таким природным
явлением, как ветер,
причинами его
возникновения, ролью в
жизни живых организмов,
в том числе и человека.

Выставка поделок
для игр с ветром;
оборудование для
опыта: две свечки;
репродукции картин:
Как изображен ветер
на картинах
художников И.
Айвазовского
«Девятый вал», И.
Грабаря «На озере»
Муз. сопровождение:
Е. Ботярова «Ветер
злой, осенний».

Познакомить детей с
работой метеостанции, ее
оборудованием.

Фото - выставка

4.Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Ноябрь – ворота зимы,
полузимник».

Познакомить с народным
названием месяца,
приметами («Синица к
избе – зима на дворе»,
«Появились поздней
осенью комары – будет
мягкая зима»).
Уточнить представления
детей об осенних
явлениях природы,
последовательных
изменениях в жизни

Выставка рисунков
на тему примет

5.Совместная деят. с
детьми: итоговое
мероприятие на тему
«Осень проходит»;
работа с календарем

14

Выступление детей с
отчетами; выставка
детских работ
«Осень в рисунках
детей» Муз.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 161
Шершнёва Татьяна Александровна

погоды; кроссворд
«Осень»; дид. игры
«Что сначала, что
потом», «Что нам
нужно одеть?»; стихи:
К. Бальмонт «К зиме».

Декабрь

1. Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Ветер, ветер,
ветерок»; загадки о
ветре; стихи: А
Костецкий «Февраль»,
А. Барто«Эти
капризы»; опыт «Ветер
– это движение
воздуха»; дид. игры:
«Какой ветер?», «Как
поет ветер?»;
продуктивная
деятельность:
изготовление игрушек
для игры с ветром. З.
Александрова
«Снежок», «Первый
снег».
2.Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Пернатые синоптики».

3.Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Декабрь – студень».
4.Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Снег и лед».

растений, животных.
Формировать умение
пользоваться календарем
погоды, рассказывать о
явлениях природы по
знакам и символам.
Формировать умение
анализировать,
сравнивать: изменения в
растительном и животном
мире; как изменился
световой день, как
меняется покров земли и
др.
Дать представление о
том, как образуется снег,
показать зависимость
формы, величины
снежинок от
температурных условий:
в мороз – отдельные
снежинки, в теплую
погоду – хлопья, при
ветре – в виде крупы.

сопровождение: А.
Вивальди «Осень».

Познакомить детей, как
по поведению птиц
можно предсказывать
погоду: перед морозом
вороны и галки садятся на
верхушки деревьев, на
снег – к оттепели.
Познакомить с народным
названием месяца,
приметами («Солнце – на
лето, зима – на мороз»,
«Снегирь поет зимой – к
снегу, вьюге, слякоти»).
Познакомить детей с
такими явлениями как
снег, лед, сосульки,
морозные узоры, град,

Мультимедийная
презентация о
птицах; рисование на
темы примет

15

Модель термометра;
Продуктивная
деятельность:
вырезание снежинок
Муз. сопровождение:
Э. Григ «Вальс –
экспромт».

Выставка детских
работ на темы
примет Муз.
сопровождение: М.
Крутицкий «Зима».
Мультимедийная
презентация на тему
«Снег и лед».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 161
Шершнёва Татьяна Александровна

5. Совместная
деятельность с детьми:
Рисование «Стали
звездочки кружиться».

Январь

Февраль

1.Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Снежная шуба».

2.Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Январь – просинец»;
заучивание стих. С.
Маршака «Январь».
3.Совместная
деятельность с детьми:
итоговое мероприятие Развлечение «Времена
года»; дид. игра «Не
зевай» (времена года,
месяцы – называй).
4.Совместная
деятельность с детьми:
Рисование «Дым
столбом – мороз за
окном».
1.Организованная
образовательная
деятельность на тему:
«Знать вчера недаром
кошка умывала нос...»;
домашнее задание:
наблюдение за
поведением домашних
животных, получить
информацию по
приметам от родителей.
2.Совместная
деятельность с детьми:
Рисование «Стали
звездочки кружиться».
3.Организованная
образовательная

иней. Объяснить, почему
снежинка имеет
шестиконечную форму.
Продолжать учить
отображать в рисунке
зимние явления.

Познакомить детей с
зимними явлениями
природы: снегопад,
поземка, пороша, вьюга,
иней; учить сравнивать
эти явления, находить
сходства и различия.
Познакомить детей с
народным названием
месяца, приметами
(«Растет день, растет и
холод» и др.).

Выставка детских
работ Муз.
сопровождение: П.
Чайковский
«Святки» (из цикла
«Времена года»).
Мультимедийная
презентация
«Признаки глубокой
зимы» Муз
сопровождение: Э.
Григ «Зимние
холода».
Народный календарь,
модель года, дневник
наблюдений.

Закреплять названия
месяцев, времен года и их
последовательность.
Развивать
внимательность,
любознательность.

Модель года (куклы:
Старик – годовик,
куклы по сезонам,
двенадцать кукол –
месяцы).

Учить детей отображать в
рисунке погодные
явления, приметы;
развивать творчество.

Выставка детских
работ.

Продолжать знакомить
детей с животными –
синоптиками: собаки
валяются в снегу – к
метели; кошка в печурку,
стужа – на двор.

Выставка: народные
приметы в рисунках
детей.

Продолжать учить
отображать в рисунке
зимние явления.

Книжка – самоделка
«Веселые
рифмушки».

Познакомить детей с
народным названием

Выставка детских
работ на тему

16

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 161
Шершнёва Татьяна Александровна

деятельность на тему
«Февраль-бокогрей».

4. Совместная
деятельность с детьми:
Развлечение «Веселые
снежинки».

5.«Совместная
деятельность с детьми:
итоговое мероприятие
на тему «Прошла зима
холодная».

Март

1.Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Плывут в небе
облака» д/и «На что
похоже облако».
2.Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Март - протальник».
3. Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Природа дарит
чудеса»

4.Совместная
деятельность с детьми:

месяца, приметами («У
февраля два друга –
метель да вьюга», «В
феврале зима с весной
встречаются впервой»).
Создать приятную
атмосферу, вызвать
веселое настроение. В
увлекательной форме
раскрыть детям
некоторые свойства
природных объектов
(настоящие снежинки
летают на улице, а в
комнате тают).
Уточнить представления
детей о зимних явлениях
природы,
последовательных
изменениях в жизни
растений и животных.
Продолжать учить
пользоваться календарем
погоды, рассказывать о
явлениях зимы по знакам
и символам.
Познакомить детей с
облаками: перистые,
кучевые, слоистые.
Показать зависимость
количества облаков от
таяния снега.
Познакомить детей с
народным названием
месяца, приметами («Грач
на горе – весна на дворе»,
«Длинные сосульки к
долгой весне».
Закреплять умение
работать с календарем
природы, фиксировать
результаты наблюдений и
впечатлений в рисунках.
При выполнении задания
договариваться между
собой, работать в паре,
развивать
наблюдательность,
любознательность.
Продолжать учить детей
отображать в рисунке
17

народных примет.

Снежинки из разных
материалов

Выставка детских
работ на тему зима.

Выставка «Такие
разные облака».

Книжка – самоделка
«Веселые
рифмушки».

Персонаж
«Капитошка –
капелька»; календарь
погоды.

Выставка детских
работ Музыкальное

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 161
Шершнёва Татьяна Александровна

Апрель

Рисование «Грач на
горе – весна на дворе».
1.Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Когда улыбается
фиалка»; стихи: В.
Лукша «Удивительные
часы»; Дид. игра
«Найди нужный
цветок».

погодные явления,
приметы.
Продолжать знакомить
детей с растениями –
барометрами.

2.Совместная
деятельность с детьми:
«Праздник ветерка».

Создать веселое, бодрое
настроение. В
увлекательной форме
закрепить представление
о природном явлении.
Развивать творчество,
воображение: рассказать
о том, что нарисовал
ветерок.
Познакомить детей с
народным названием
месяца, приметами:
«Апрельские ручьи землю
будят», «Чайка прилетела
– лед идет».
Пробудить
познавательный интерес;
научить видеть
необычное в привычном,
вызвать чувство
удивления и восхищения.
Продолжать знакомство с
растениями-барометрами.
Продолжать учить детей
отображать в рисунке
погодные явления,
приметы.
Продолжать знакомить с
работой метеостанции.

3.Совместная
деятельность с детьми:
организованная
образовательная
деятельность на тему
«Апрель-снегогон».
4.Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Чудо рядом с тобой».

Май

5. Совместная
деятельность с детьми:
Рисование «Чайка
прилетела – лед идет».
6.Совместная
деятельность с детьми:
Экскурсия на
метеостанцию.
1.Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Насекомые –
предсказатели погоды».

Познакомить детей, как
насекомые могут
предсказать погоду: паук
плетет паутину – к ясной
погоде; муравьи
закрывают ходы в
18

сопровождение: А.
Вивальди «Весна».
Мультимедийная
презентация;
дидактические
картинки с
изображением
цветов: василек,
ромашка, клевер,
цикорий,
колокольчик,
ветреница, мак,
незабудка, кувшинка,
одуванчик и т.д.
Игрушки –
самоделки для игр с
ветром: вертушки,
султанчики, медузы.

Выставка рисунков
на темы примет

Мультимедийная
презентация о
животных,
растениях, синоптиках

Книжка – самоделка
Муз. сопровождение:
М. Красев «Птичка»
Фотовыставка.

Мультимедийная
презентация о
насекомых –
синоптиках Муз.
сопровождение: Н.
Римский – Корсаков

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 161
Шершнёва Татьяна Александровна

2. Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Май – травень».

3.Совместная
деятельность с детьми:
Развлечение «Дождик».
4.Совместная
деятельность с детьми:
итоговое мероприятие
на тему «Весна –
красна».

муравейник – к дождю.
Познакомить детей с
народным названием
месяца, приметами: «Май
леса наряжает – лето в
гости ожидает», «Когда
цветет черемуха – живет
холод».
Закрепить представление
о дожде, как природном
явлении. Развивать
наблюдательность,
любознательность.
Уточнить представления
детей о весенних
явлениях природы.
Сформировать
представления о сезоне, о
меняющихся условиях
жизни для растений и
животных. Продолжать
учить рассказывать о
явлениях природы по
знакам и символам.

Использованы материалы интернет-ресурса
https://docplayer.ru/92867878-Meteosluzhba-v-detskomsadu.html#download_tab_content

19

«Полет шмеля».
Рифмование примет,
Муз. сопровождение:
П. Чайковский
«Подснежник» (из
цикла «Времена
года»).
Персонаж
«Капитошка» капелька, зонтики
Выставка детских
работ: «Весна, весна
на улице»;
презентация книжки
– самоделки
«Веселые
рифмушки»; отчеты
детей по результатам
наблюдения за
погодой весной.
май

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».