Авторы – составители:
Глухова Ирина Александровна – инструктор по физической культуре МАДОУ детский
сад № 161, г. Екатеринбург,
Валишина Лариса Анатольевна – заместитель заведующего по воспитательной и
методической работе МАДОУ детский сад №161, г. Екатеринбург.
Дополнительная общеобразовательная программа «Дополнительная общеразвивающая
программа физкультурно – спортивной направленности «Школа мяча».
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 161,
город Екатеринбург 2024 год.
Программа направлена на формирование двигательной культуры через обучение игровым
действиям с мячами.
Содержание
2
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ……………………………………………………………………….
1.1.Пояснительная записка …………………………………………………………………
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы ………………………………………………
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы ……………………………….
1.1.3. Характеристика особенностей детей дошкольного возраста ………………………
1.2. Планируемые результаты реализации Программы ……………………………………
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………………….
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка (образовательные области ФГОС) ……………………………………...
2.2. Формы, методы, приемы, средства реализации Программы …………………………
2.3. Организация физкультурной деятельности ……………………………………………
2.4. Содержание физкультурно – образовательной работы ……………………………….
2.5. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик .
2.6. Взаимодействие с семьями воспитанников ……………………………………………
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………………..
3.1. Организация развивающей предметно – пространственной среды ………………
3.2. Календарный учебный график…………………………………………………………..
3.3. Комплексно – тематический план Программы ……………………………………….
3.4. Материально – техническое обеспечение Программы ……………………………….
3.5. Методические материалы, средства обучения и воспитания ………………………...
4
4
5
6
8
10
11
11
12
14
17
18
20
22
22
23
25
30
31
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
3
Одним из актуальных социальных вопросов в настоящее время
остается
охрана и
укрепление здоровья подрастающего поколения. Чтобы быть здоровым, нужно овладевать
искусством
его
сохранения
и
укрепления,
что
закладывается
уже в дошкольном возрасте. Физическое воспитание играет главную роль во всестороннем
развитии современного дошкольника. Дошкольный возраст – это возраст, в котором
закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки,
создается фундамент для воспитания физических качеств, формирования основ здорового
образа
жизни.
Именно
в
этом
возрасте
физическое воспитание является
одним из необходимых условий правильного
развития детей.
Известно, что здоровье ребенка формируется под воздействием целого комплекса
факторов: биологических, экологических и др. Среди многообразных факторов, влияющих на
состояние здоровья и работоспособность растущего организма, большое значение имеет
оптимальная
двигательная
активность
в
рамках
свободного
двигательного
режима. При недостатке ее возникает целый ряд негативных для ребенка последствий:
происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и
энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают
действия с мячом. Мяч – это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания.
Упражнения в бросании, катании, ведении мяча способствуют развитию глазомера,
координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствует
пространственную ориентировку, формируют умения действовать с мячом, приучают
рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают
выразительность движений. Занимаясь с мячами различного веса и объёма, развиваются не
только крупные мышцы, но и мелкие. Увеличивается подвижность в суставах пальцев и кистей,
голени и стопы, усиливается кровообращение. При систематическом обучении дети без
проблем совершают сложные координированные движения, начинают логически осмысливать
свои действия, значительно улучшаются навыки владения мячом: свободно держать,
передавать, бросать, вести мяч, следить за ним. Кроме того, правильно подобранные
упражнения с мячом могут способствовать выработке таких психологических качеств, как
внимательность, инициативность, целеустремленность. Особый интерес представляет
использование игрового метода и упражнений из арсенала спортивных игр в системе
физического воспитания детей старших и подготовительных групп в дошкольных
образовательных учреждениях.
В детском организме заложены большие возможности для тренировок, а это дает
возможность внедрять доступные детям элементы спорта в систему физического воспитания
ДОУ. Ведь освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для
дальнейших занятий спортом.
Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает
ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство
коллективизма. Базовыми двигательными качествами детей являются: ловкость, меткость,
точность, подвижность, равновесие, ритмичность, быстрота реакции.
Из вышеизложенного, назрела острая необходимость поиска путей физического и
духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной
активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким,
сильным, смелым.
С этой целью была разработана Дополнительная общеобразовательная программа
4
«Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности
«Школа мяча» (далее Программа), которая составлена на основе учебно-методических
пособий Н.И.Николаевой «Школа мяча», Овчинниковой Т. С, Потапчук А. А.
«Двигательный игротренинг для дошкольников», Овчинниковой Т., Черной О., Баряевой
Л. «Игры, занятия и упражнения с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция,
профилактика».
Данная программа разработана и составлена на основании нормативных правовых
документов, регулирующих деятельность дошкольных образовательных учреждений всех
типов, реализующих дополнительные общеобразовательные программы:
Конституция РФ;
Конвенция о правах ребенка;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ Российской Федерации
«Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года);
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г.,
регистрационный № 61573).
Направленность программы: оптимизация двигательной активности детей в ДОУ.
Новизна и актуальность: Данная программа предполагает использование в работе с
детьми мячей разных по размеру, весу и назначению, объединяет в себе элементы различных
видов спорта. Программа помогает определить интересы ребенка к одному из видов спорта:
футбол, баскетбол, волейбол.
1.1. 1. Цели и задачи реализации программы
Цель программы: обогащение двигательного опыта детей за счёт усвоения разнообразных
действий с мячом на достаточно высоком уровне, улучшение физического развития,
физической подготовленности детей, обеспечение достаточной и разнообразной двигательной
деятельности дошкольников.
Задачи:
Оздоровительные:
1. Развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку.
2. Содействовать развитию координационных способностей, функции равновесия,
вестибулярной устойчивости.
3. Обеспечить совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и
устойчивости к заболеваниям.
Образовательные:
1. Формировать у воспитанников двигательный навык при выполнении игровых упражнений с
предметами.
2. Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок
через сетку, подача мяча, блокирование, разучить индивидуальную тактику, искусство ведения
мяча и забрасывания в кольцо; умение выбирать более целесообразные способы и ситуации
действий с мячом.
3. Формировать культуру движений и телесную рефлексию.
4. Формировать интерес к спортивным играм: волейбол, баскетбол, футбол.
5
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей умение играть коллективно, подчинять собственные желания
интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
2. Воспитывать положительные черты характера, нравственные и волевые качества:
настойчивость, самостоятельность, ответственность, смелость, взаимопомощь, трудолюбие;
понимание значения и необходимости заботы о своем здоровье.
3. Воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и
упражнения со сверстниками и малышами.
4. Способствовать развитию интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями.
8. Развивать физические качества ребёнка: быстроту, ловкость, выносливость, силу.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования
программы:
Программа сформирована с учетом принципов, составляющих основу ФГОС ДО (Приказ
Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10. 2013 № 1155), которые
уточняются в связи со спецификой реализации программы, а именно принципы:
поддержки разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности
дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации
(обогащения) детского развития;
создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии
с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их
взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его
включение в различные виды деятельности;
учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Кроме общих принципов, сформулированных в ФГОС, можно выделить и специфические
принципы, которые отражаются в содержании программы, отражающие закономерности
проведения, методики и построения занятий. Основанием для их разработки явились, прежде
всего, принципы оздоровительной тренировки:
принцип «нагрузки ради здоровья» или принцип управляемости нагрузкой, является
одним из важнейших принципов оздоровления и его нельзя понимать, как минимизацию
нагрузки, так как без определенного напряжения, без затрат усилий нельзя не только
повысить уровень психофизического потенциала, но и сохранить его. В то же время,
физическая нагрузка на занятиях с мячами не должна быть высокой.
принцип комплексного воздействия на занимающихся отражает комплексность
воздействия на психофизическую сферу, функциональные системы, двигательные
способности и интеллект;
принцип адекватности и свободы выбора средств для занятий с мячом складывается из
разумной обоснованности подбора эффективных средств для решения определенной
цели занятия, из адекватности средств индивидуальным особенностям занимающихся и
стоящим перед ними конкретным задачам и, в то же время, зависит от интереса и
желания занимающихся заниматься именно этим видом упражнений;
6
принцип психологической регуляции. Реализация этого принципа обусловлена
необходимостью снижения уровня тревожности, выведения из стрессового состояния
занимающихся, что является крайне важным в современных условиях
жизнедеятельности человека. Этот принцип предполагает воздействие средств и методов
психорегуляции – специального подбора музыкального сопровождения, интеграции
средств танцевальной терапии и др. методик, способствующих релаксации,
позволяющих снимать мышечные зажимы, и через коррекцию тела оздоравливать
психику занимающихся;
принцип контроля и мониторинга физического состояния занимающихся.
Занятия с детьми включают все вышеизложенные принципы, базируются на них, но в
силу того, что они имеют свои узко-специфические особенности, отличающие занятия с мячами
с детьми от занятий со взрослыми, используются дополнительные принципы, характерные
только для детей.
К ним относятся:
- принцип игровой и эмоциональной направленности направлен на то, что занятия с
детьми должны быть интересными, побуждать к активной деятельности, содержать
игровые и соревновательные моменты. Это облегчает процесс запоминания, придает
тренировочному процессу привлекательную форму, повышает эмоциональный фон,
вызывая положительные эмоции;
- принцип инициативности и творчества (креативности) предусматривает
целенаправленную работу инструктора по применению нестандартных упражнений,
творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы, артистизма
и воображения;
- принцип самореализации через двигательную деятельность обуславливает
самоутверждение ребенка через танцевальные элементы с фитболом, соревновательные
моменты, показательные выступления, содействует закрепощенности, развивает
уверенность в своих силах;
- принцип социализации ребенка подразумевает вовлечение ребенка в групповую
двигательную деятельность, в совместное решение двигательных задач, чтобы его
двигательное поведение в процессе занятий было составной частью системы
двигательных действий всей группы;
- принцип подготовки к обучению в школе осуществляется через: укрепление здоровья,
способствующее безболезненному переходу ребенка с систематическому обучению;
обеспечение высокого уровня физических качеств и сформированности двигательных
навыков, что поможет ребенку успешно овладеть школьной программой по физической
культуре; развитие с помощью физических упражнений качеств, обеспечивающих
успешность учебной деятельности вообще, в частности же по предметам, не имеющим
отношение к физической культуре; формирования у детей умения эффективно
использовать время отдыха и организовать свой досуг, используя физические
упражнения.
1.1.3. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста,
значимые для реализации программы
Одной из важных задач физического воспитания дошкольников является профилактика
нарушений опорно-двигательного аппарата. Как известно, позвоночник человека выполняет
четыре основных функции: опорную, двигательную, амортизационную и защитную.
7
Выполнение позвоночником функции опоры заключается в том, что он принимает на себя
вес многих частей тела, передает его на таз, через таз - на ноги и через стопы – на опору.
Элементами, выполняющими опорную функцию, являются тела позвонков, диски и
связки. Как необходимое условие, при котором система отдельных позвонков соединяются в
прочную опору, выступает напряжение мышц. В частности, у детей наблюдается более
подвижный и неустойчивый позвоночник и требуется большее напряжение мышц для его
удержания.
Двигательная функция позвоночника реализуется через движение в межпозвоночных
суставах. Эластичность дисков и связок влияет на уровень подвижности позвоночника, но и их
участие в движениях позвоночника осуществляется благодаря динамической работе мышц шеи
и туловища.
Реализация амортизационной функции позвоночника происходит во время
взаимодействия с опорой при выполнении ходьбы, бега, прыжков и бросковых движений. Силе
толчков противодействует сила упругости межпозвоночных дисков, суставы и связки. Ведущая
роль в амортизации принадлежит мышцам ног, туловища и шеи.
Защитная функция позвоночника заключается в предохранении спинного мозга от
внешнего воздействия.
Основную нагрузку при движении туловища и удержании поз принимают на себя мышцы
спины.
Усиление опорной функции позвоночника происходит при работе руками.
Для мышц шеи и туловища, играющих активную роль в выполнении перечисленных
функций, характерно так называемое статическое напряжение. Статический режим работы для
мышц является неблагоприятным, так как они не имеют периодов отдыха, что ведет в свою
очередь к ухудшению в мышцах кровообращения и питания, в то время как работа, связанная с
движениями тела, создает периоды напряжения и расслабления. Поэтому в работу по
физическому воспитанию включены упражнения на расслабление.
Наиболее слабо развиты в дошкольном возрасте мышцы брюшного пресса, дыхательные
мышцы, разгибатели спины, ягодичные мышцы, мышцы свода стоп и мелкая мускулатура рук.
В связи с этим в работу с детьми включены упражнения для укрепления перечисленных
мышечных групп.
Для дошкольников характерна несовершенная регуляция сердечной деятельности.
Мышечные усилия нередко вызывают нарушения правильного ритма работы сердца и одышку.
При организации физического воспитания учитывается малый резерв увеличения
систолического выброса сердцем крови.
Другой особенностью реагирования детского организма на физическую нагрузку является
слабая переносимость гипоксии. Поэтому физическая нагрузка дается осторожно и постепенно.
5-6 лет
У детей 5-6 лет продолжается процесс окостенения скелета. Ребенок становится более
крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости,
упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный
рост ног. Ноги и руки становятся не только более сильными, но и значительно более
выносливыми, подвижными, ловкими. На шестом году жизни происходит качественный скачок
в развитии движений, появляется выразительность, плавность и точность. Дети лучше
осваивают ритм движения, быстро переключаются с одного темпа на другой. Точнее
оценивается пространственное расположение частей тела, предметов. В этом возрасте дети уже
могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, прыгать без большого
8
утомления, выполнять более сложные трудовые поручения и физические упражнения. Этому
способствует развитие крупной и мелкой мускулатуры. Дети начинают замечать ошибки при
выполнении отдельных упражнений, способны на элементарный анализ. Оценка движений
приобретает конкретность, объективность, появляется самооценка.
У детей данного возраста хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках.
Возрастает уровень самостоятельности, проявляется потребность в разнообразии тем,
характеров, а также индивидуальных проявлений. Улучшается память.
В старшем дошкольном возрасте у мальчиков и девочек проявляется устойчивое
стремление к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях. С
взрослыми и сверстниками устанавливаются отношения сотрудничества и партнерства.
6-7 лет
У детей 6-7 лет продолжается процесс окостенения скелета. Ребенок становится более
крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости,
упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный
рост ног. Ноги и руки становятся не только более сильными, но и значительно более
выносливыми, подвижными, ловкими. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно
длительные прогулки, долго бегать, прыгать без большого утомления, выполнять более
сложные трудовые поручения и физические упражнения. Этому способствует развитие крупной
и мелкой мускулатуры.
Старший дошкольник способен различать, с одной стороны - воздействия, поступающие
из внешнего мира (сигналы, указания, движения), с другой стороны - реакции на них, например,
собственные движения и действия.
Дети 6-7 лет значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У
них обычно отсутствуют лишние движения, которые часто наблюдаются у детей трех- пяти лет.
Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний со стороны взрослого (воспитателя),
производят многие из них, могут выполнять ряд движений и более сложных движений в
определенной последовательности, контролируя их, изменяя.
Возможность произвольно регулировать свои движения является наиболее
существенным показателем физического развития старшего дошкольника.
У детей формируются предпосылки к учебной деятельности, они умеют «слушать и
слышать», «смотреть и видеть», осуществлять самоконтроль и самооценку при выполнении
физических упражнений. Старший дошкольник уже способен достаточно адекватно оценивать
результаты своего участия в подвижных, спортивных играх соревновательного характера.
Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость, способствует
эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший,
умелый, сильный, ловкий» и т.д.).
В старшем дошкольном возрасте у мальчиков и девочек проявляется устойчивое
стремление к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях. С
взрослыми и сверстниками устанавливаются отношения сотрудничества и партнерства.
1.2. Планируемые результаты реализации Программы.
1.
2.
Планируемые результаты
5-6 лет
Различают мячи по игровым видам деятельности.
Знают историю развития мяча, историю спортивных игр.
9
3. Имеют разносторонние навыки владения мячом: легко и непринуждённо держать,
бросать, принимать, передавать мяч в разных направлениях.
4. Умеют работать индивидуально, в парах, группах, выполняя упражнения с мячом.
5. Знают простейшие правила спортивных игр.
6. Обладают хорошей координацией движений, ловкостью, хорошим глазомером.
7. Хорошо развиты физические качества: ловкость, точность, быстрота, чувство ритма,
сила, выносливость.
8. Развиты такие качества как, смелость, выдержка, взаимопомощь, чувство товарищества
9. Дети способны сохранять правильную осанку, сохранять равновесие при выполнении
упражнений.
6-7 лет
1. Знают историю игровых видов спорта (баскетбол, волейбол, футбол).
2. Свободно владеют мячами любого размера.
3. Технически правильно выполняют любые упражнения с мячом, на месте и в движении.
4. Умеют выполнять сложные точные движения с мячом (ловкость, точность).
5. Знают элементарные правила спортивных игр. Умеют применять на практике.
6. Умеют играть в команде, управлять своими эмоциями, в различных игровых ситуациях.
7. Развиты товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и
взаимопомощи.
8. Умеют быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации в ходе игры, оценить конечный
результат смысловой цели движений.
Целевые ориентиры Программы, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных
особенностей детей:
1. Повышение уровня физической подготовленности детей (выявятся улучшения
показателей координации движений, выносливости, быстроты, ловкости, умение
ориентироваться на площадке).
2. Освоение детьми простейшей техники спортивных игр (волейбол, баскетбол, футбол).
3. Овладение технико-тактическими действиями с мячом: передача мяча, бросок мяча
через сетку, подача мяча, ведение мяча, бросок в кольцо.
4. Снижение заболеваемости дошкольников.
5. Сформированная потребность в движениях (умение самостоятельно заниматься
физическими упражнениями, по назначению использовать физкультурный инвентарь,
применять полученные знания и навыки в самостоятельной двигательной деятельности).
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка (образовательные области ФГОС)
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка,
соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач,
обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах
деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные
направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
10
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие
Интеграция Программы с основными направлениями развития
Образовательная
Задачи
область
«Социально Приобщение к ценностям физической культуры; формирование
коммуникативное первичных представлений о себе, собственных двигательных
развитие»
возможностях и особенностях; приобщение к элементарным
общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками
и взрослыми в совместной двигательной активности, побуждать детей к
самооценке действий и поведения сверстников во время проведения
игр; формировать навыки безопасного поведения в спортивном зале и
во время занятий
«Речевое развитие» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части
необходимости
двигательной
активности
и
физического
совершенствования, поощрять речевую активность детей в процессе
двигательной активности.
«Художественно – Развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических
эстетическое
качеств и основных движений детей.
развитие»
«Познавательное В части двигательной активности как способа усвоения ребенком
развитие»
предметных действий, а также как одного из средств овладения
составом различных видов детской деятельности, ориентировать в
окружающем пространстве, понимать смысл пространственных
отношений (направо, налево). В части решения общей задачи по охране
жизни и укреплению физического и психического здоровья.
«Физическое
Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
развитие»
двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,
направленных на развитие таких физических качеств, как координация
и гибкость; способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации
движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных
движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).
2.2. Формы, методы, приемы, средства реализации Программы
Вариативные формы реализации Программы
Классические занятия (обычные) – по схеме: вводно-подготовительная часть, основная,
заключительная части.
Занятие тренировочного типа, которые направлены на развитие двигательных
функциональных возможностей детей. Тренировочные занятия включают многообразие
движений и комплекс общеразвивающих упражнений с использованием тренажеров простого и
сложного устройства. В занятие данного типа могут входить упражнения на спортивных
11
комплексах, где дети выполняют такие движения, как лазанье по канату, шесту, веревочной
лестнице и др.
Тематические занятия, которые направлены на обучение дошкольников элементам игр
и упражнений с мячом.
Занятия, построенные на свободном выборе детьми движений, на котором ребенку
предоставляется право выбора задания, выбора себе партнера по деятельности, оборудования, с
которым он будет действовать, выбора способа выполнения двигательного задания, степени
сложности выполнения задания и т.д.
В занятия сюжетно игрового характера включаются разные задачи по ознакомлению с
окружающим миром и развитию речи, по формированию элементарных математических
представлений. Эти занятия способствуют развитию интереса детей к разным движениям и
проведением их творческих замыслов. Сюжетно-игровые занятия могут производиться в
физкультурном зале и на воздухе (на площадке, в парке, в близлежащем лесу с максимальным
использованием естественных условий
Игровые занятия включают в себя набор подвижных игр большой, средней и малой
интенсивности. Естественная форма передачи детям необходимого объема и умений в области
физической культуры.
Контрольно-проверочные занятия, целью которых является выявление состояния
двигательных умений и навыков у детей в основных и специализированных видах движений.
Подвижные игры с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка,
характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с
обязательными для всех играющих правилами. Подвижная игра - незаменимое средство
пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления,
смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной
игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных
методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не
только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и
формирование новых качеств личности.
Физкультурный досуг – одна из форм активного отдыха детей. Содержание досуга –
это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых
забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий
благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах закрепляются
двигательные умения и навыки детей, развиваются их двигательные способности. Досуги
способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи,
целеустремленности, смелости, дисциплинированности, организованности.
Методы, приемы, средства реализации Программы
Для решения поставленных задач используются следующие методы:
Словесные – объяснения упражнений, указания, похвала, команда, рассказ, беседа,
литературные (разучивание, проговаривание стихов).
Наглядные – показ, имитация, участие инструктора по физической культуре и
воспитателя в играх и упражнениях, звуковые и зрительные ориентиры.
Практические – упражнения. Конкретные задания, игровые приемы, поддержка и
помощь.
Применение необычных исходных положений, быстрая смена различных положений
(сесть, лечь, встать).
12
Изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний,
различной последовательности элементов.
Смена способов выполнения упражнений.
«Детское экспериментирование» учит понимать, как строится движение, каким образом можно
менять его форму и содержание. Этот метод оказывает развивающее влияние на двигательные
способности детей и в результате составляет основу двигательного творчества.
Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры
содействует развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их
с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений.
Методы
Наглядные:
Наглядно-зрительные
(показ,
использование
наглядных
пособий,
имитация,
зрительные
ориентиры)
Наглядно-слуховые
приемы (музыка, песни)
Тактильно-мышечные
приемы
(непосредственная
помощь инструктора)
Словесные:
Объяснения, пояснения,
указания;
Подача
команд,
распоряжений, сигналов;
Вопросы к детям
Образный
сюжетный
рассказ, беседа;
Словесная инструкция
Практические:
Повторение упражнений
без
изменения
и
с
изменениями;
Проведение упражнений в
игровой форме;
Проведение упражнений в
соревновательной форме
Средства:
1. Гимнастические упражнения (строевые, общеразвивающие и др.);
2. Спортивные упражнения с мячом (элементы волейбола, баскетбола, футбола);
3. Профилактико - корригирующие упражнения (упражнения, направленные на
профилактику нарушений осанки и других заболеваний);
4. Подвижные игры и эстафеты;
5. Креативные игры и упражнения;
6. Танцевальные упражнения;
7. Упражнения для развития двигательного воображения и двигательного творчества детей
8. Дыхательные упражнения
2.3. Организация физкультурной деятельности
Занятия начинаются со старшей группы. Основные формы работы – занятия, совместная
деятельность, развлечения.
Количество занятий: 2 занятия в неделю, 8 занятия в месяц, 80 занятий в учебном году (с
сентября по июнь). Продолжительность занятия не более 25 мин. в зависимости от возраста
детей. Один раз в году совместное мероприятие с родителями. Итогом детской деятельности
могут служить физкультурные досуги, праздники, развлечения.
Построение занятий. Содержание программы представлено поурочным планированием
учебного материала. Основа учебной программы — в ее вариативности, единстве обучения,
воспитания и решения оздоровительных задач. Занятия составляются согласно педагогическим
принципам, по своему содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим
возможностям занимающихся. Учебный материал в них распределяется согласно принципу
13
возрастания и чередования нагрузки. Согласно требованиям по физическому воспитанию
ребенка, занятия составляют единую систему обучения и отвечают современным требованиям к
технологии построения и проведения учебных занятий. Структура проведения занятий по
школе мяча — общепринятая, и состоит из трех частей: подготовительной, основной и
заключительной.
Подготовительная часть занимает от 5 до 15% общего времени и зависит от решения
основных задач. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка — его
центральную нервную систему, различные функции - к работе: разогреть мышцы, связки и
суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.
Начинать его рекомендуется со строевых упражнений с использованием элементов
ритмической гимнастики и подключением игры. Но возможны и другие варианты
конструирования занятий, по усмотрению педагога и с учетом условий работы. Однако при
этом необходимо помнить об основных педагогических принципах систематичности,
постепенности, доступности и пр. Система упражнений и игр строится от простого к сложному,
от известного к неизвестному.
Основная часть длится от 70% до 85% общего времени. В этой части решаются основные
задачи, формируются двигательные умения и навыки, идет основная работа над развитием
двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости,
выносливости и др. На этой стадии дается большой объем знаний, развивающих творческие
способности детей, достигается оптимальный уровень физической нагрузки.
Заключительная часть длится от 3% до 7% общего времени. В том случае если в основной
части имеет место большая физическая нагрузка, время заключительной части увеличивается.
Это создает условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход
от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей. В заключительной части
занятия используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление
осанки.
Цель и общие задачи в программе реализуются путем постановки частных задач на
каждое занятие, в формулировке которых педагог должен отразить конечный результат данного
занятия. Частные задачи должны быть взаимосвязаны между собой и отвечать на вопросы: с
чем знакомится ребенок? Что развивается или в дальнейшем совершенствуется в нем? Особое
значение в проведении занятий имеет статус педагога, его речь, эмоциональный настрой,
доброжелательное отношение к окружающим, активное участие в выполнении своей задачи.
Все это создает атмосферу праздника и вызывает положительные эмоции воспитанников. При
правильной, четкой организации занятие имеет хорошую общую и моторную плотность.
Методические основы проведения занятий с мячами
При проведении занятий с использованием мячей необходимо придерживаться следующих
методических положений:
1. Включать в занятия упражнения, наиболее соответствующие решению задач физического
воспитания занимающихся (общеобразовательных, оздоровительных, воспитательных) с
учетом их возраста, пола и физической подготовленности.
2. Соблюдать при подборе и применении упражнений чередование нагрузки на отдельные
мышечные группы, т.е. очередность выполнения упражнений должна быть такой, при которой
в определенной последовательности происходит смена участвующих в работе мышечных
групп, например, «руки - туловище - ноги» или «руки - ноги - туловище».
3. Подбирать упражнения с учетом их локального влияния на развитие отдельных групп
мышц или определенных физических качеств. Воздействовать на отстающие группы мышц в
соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся и уровнем их физического
развития.
4. Придерживаться принципа постепенности и последовательности повышения нагрузок.
Например, постепенно увеличивать вес набивного мяча, менять число повторений упражнения
в зависимости от веса мяча; чередовать медленные упражнения с быстрыми, Метание
утяжеленных и легких мячей, чередовать работу одних мышечных групп с отдыхом других,
после сложного и тяжелого упражнения давать более легкое, способствующее восстановлению
сил и дыхания.
14
5. Применять
упражнения с мячами по правилу «прогрессирования» в виде нарастания
нагрузки за счет увеличения амплитуды и скорости движений, количества повторений.
6. Разумно сочетать в занятии различные по характеру и направленности упражнения.
Например, после выполнения упражнений скоростно-силового характера должна следовать
серия силовых упражнений, затем серия упражнений на развитие гибкости. Заключительная
часть занятия с мячами должна обязательно содержать упражнения на расслабление мышц.
7. Обеспечивать по возможности равномерную нагрузку на сердечно-сосудистую и
дыхательную системы.
При проведении занятий с мячами физическая нагрузка регулируется за счет изменения
следующих факторов:
- числа упражнений (в комплексе, в занятии);
- сложности и трудности упражнений;
- продолжительности выполнения упражнений;
- темпа (интенсивности) выполнения упражнений;
- интервалов отдыха между упражнениями (сокращение пауз для отдыха увеличивает
нагрузку);
- характера отдыха (пассивный, активный);
- исходных положений перед выполнением упражнений (одно и то же упражнение,
выполняемое из разных исходных положений, по-разному влияет на величину нагрузки).
При составлении комплексов физических упражнений с мячами нецелесообразно выполнение
подряд нескольких упражнений из одного и того же исходного положения; подбор и
чередование упражнений зависят от пола, возраста и уровня физической подготовленности
занимающихся. Упражнения могут выполняться на время (например, выполнять броски в
течение 1 мин), на число повторений (например, выполнить определенное число бросков), на
точность, на выполнение левой и правой рукой, двумя руками. Упражнения можно выполнять
индивидуально, в парах, с использованием различного инвентаря и оборудования, например,
гимнастических скамеек, стенок, бревен, коня и др.
При выполнении упражнений с мячами в парах следует придерживаться следующих
методических указаний:
1. Подбирать партнеров по полу, росту и физической подготовленности.
2. Размещать занимающихся так, чтобы пары не мешали друг другу.
3. Проводить упражнения под счет, соблюдая темп и согласованность движений или
соответствующие команды, распоряжения и указания преподавателя.
4. Предусматривать смену ролей партнеров в тех упражнениях, где они выполняют
движения, разные по форме и содержанию.
Приступая к занятиям по фитбол-гимнастике, необходимо соблюдать «золотые правила»:
1. Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке на мяче между
туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная
осанка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведённые плечи (для
этого руки поддерживают мяч сзади ягодиц), ровное положение позвоночника, подтянутый
живот. Для большей устойчивости ноги в опоре стопами на полу расположены на ширине плеч.
2. Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие-либо острые
предметы, которые могут повредить мяч.
3. Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую обувь.
4. Начинать с простых упражнений и облегчённых исходных положений, постепенно
переходя к более сложным, решая задачу создания мышечного корсета.
5. Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.
6. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничном отделах
позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины. Резкие повороты, скручивания,
нагрузка по оси повреждают межпозвонковые диски, играющие роль буферов.
7. При выполнении упражнений лёжа на мяче не задерживать дыхание.
8. Выполняя на мяче упражнения, лёжа на животе и лёжа на спине, голова и позвоночник
должны составлять одну прямую линию. Не допускается запрокидывание головы вперёд или
15
назад, что связано с частой у детей проблемой нестабильности шейного отдела позвоночника.
По этой же причине нельзя «увлекаться» прыжками на мячах.
9. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.
10. Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с
возрастными возможностями детей.
11. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приёмы страховки и учить
самостраховке на занятиях с мячами.
12. На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного
эмоционального фона, бодрого, радостного настроения. Одним из эффективных средств
достижения такого фона является музыкальное сопровождение.
13. Возможно проведение комплексных занятий, когда одновременно с выполнением
физических упражнений дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение и
выполняют другие логопедические задания.
14. Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей могут
выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных
соревнованиях.
Упражнения с различными мячами динамичны и эмоциональны, способствуют развитию
силы, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, быстроты простой и
сложной двигательных реакций, требуют проявления находчивости, способности к
концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической
точности движений и их биомеханической рациональности. Они эффективно влияют на
развитие у детей дошкольного возраста как психических процессов (внимания, восприятия,
памяти, рациональности мышления, воображения), так и физиологических (усиливают
кровообращение, дыхание, обмен веществ).
2.4. Содержание физкультурно – образовательной работы
Работа по дополнительной общеобразовательной программе «Дополнительная
общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности «Школа мяча»
включает в себя два модуля:
Модуль 1. Занятия с мячом в спортивных играх (футбол, волейбол, баскетбол)
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают
действия с мячом. Мяч - это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания.
Упражнения в бросании, катании, ведении мяча способствуют развитию глазомера,
координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствует
пространственную ориентировку, формируют умения действовать с мячом, приучают
рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают
выразительность движений. Занимаясь с мячами различного веса и объёма, развиваются не
только крупные мышцы, но и мелкие. Увеличивается подвижность в суставах пальцев и кистей,
голени и стопы, усиливается кровообращение. При систематическом обучении дети без
проблем совершают сложные координированные движения, начинают логически осмысливать
свои действия, значительно улучшаются навыки владения мячом: свободно держать,
передавать, бросать, вести мяч, следить за ним. Кроме того, правильно подобранные
упражнения с мячом могут способствовать выработке таких психологических качеств, как
внимательность, инициативность, целеустремленность. Особый интерес представляет
использование игрового метода и упражнений из арсенала спортивных игр в системе
физического воспитания детей старших и подготовительных групп в дошкольных
образовательных учреждениях. Физкультурные занятия, построенные на использовании
элементов спортивных игр и упражнений (футбол, баскетбол, волейбол), в значительной
степени способствуют повышению уровня физической подготовленности, физическому и
психическому развитию, вызывают повышенный интерес к занятиям двигательной
16
деятельностью у дошкольников. Игры с мячом развивают товарищеские взаимоотношения,
основанные на взаимопомощи и сотрудничестве. Они требуют выдержки, решительности,
смелости. Дети учатся управлять своими движениями в разнообразных условиях, в различных
игровых ситуациях.
Модуль 2. Фитбол
На основе коррекционных методик Потапчук А.А., разработаны новые формы занятий с
использованием фитбол - гимнастики для оздоровления дошкольников.
Прежде чем приступить к внедрению новых форм физкультурных занятий, было
приобретено достаточное количество гимнастических мячей (фитболов). Организуя занятия по
фитбол- гимнастике прежде всего предоставлена детям возможность познакомиться с новым
оборудованием - поиграть с мячами. Мяч по популярности занимает первое место в царстве
детской игры. Он притягивает к себе, стимулирует фантазию и двигательное творчество. Мяч
развивает руки ребёнка, а развитие руки напрямую связано с развитием интеллекта. Фитбол
является не только уникальным оздоровительным "тренажёром", но может использоваться как
обычный мяч в играх и эстафетах.
Следующий этап - научить детей садиться и удерживать равновесие на мяче. Этот этап
следует проводить отдельно с каждым ребёнком, страхуя его сбоку или сзади. Особое внимание
обращать на то, чтобы посадка на мяче была правильной, а именно: угол между туловищем и
бедром, бедром и голенью, голенью и стопой равен 90 градусов, голова приподнята, спина
выпрямлена, руки фиксируют мяч ладонями сзади, ноги на ширине плеч, стопы параллельны
друг другу. Продолжительность прыжков на мяче на первых занятиях не должна превышать 2-4
минуты, что связано с большой нагрузкой на мелкие мышцы спины.
Оздоровительная работа на физкультурных занятиях по фитбол- гимнастике
строится на основных принципах.
Доступность - подбор мячей, упражнений и методов организации занятий в соответствии с
возрастом и возможностями детей.
Постепенность- от простого к сложному.
Повторяемость и систематичность занятий- один раз в 2 недели.
2.5. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в
процессе всей его жизнедеятельности. В то же время освоение любого вида деятельности
требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для ее осуществления.
Особенностью
организации
образовательной
деятельности
по
Дополнительной
общеобразовательной программе «Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно
– спортивной направленности «Школа мяча» ситуационный подход. Основной единицей
образовательного процесса выступает образовательная ситуация, то есть такая форма
совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно
организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и
обучения.
Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной
деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного
результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия инструктора по
физической культуре и ребенка. Ориентация на конечный продукт определяет технологию
создания образовательных ситуаций. Преимущественно образовательные ситуации носят
17
комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном
тематическом содержании.
Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной
образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций являются
формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение
знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.
Инструктор создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей
применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации
задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество.
Организованные инструктором образовательные ситуации ставят детей перед
необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются
игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условнографические модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации,
углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов
познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в
повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное
участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению.
Инструктор также широко использует ситуации выбора (практического и морального).
Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и
условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности.
Образовательные ситуации направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и
умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности,
самостоятельности и творчества.
Образовательные ситуации могут запускать инициативную деятельность детей через
постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания
детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для
продуктивного творчества.
Культурные практики
Модули
предполагают
организацию
разнообразных
культурных
практик,
ориентированных на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах
деятельности. В культурных практиках инструктором создается атмосфера свободы выбора,
творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация
культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Совместная игра инструктора и детей (подвижная игра, хороводные игры, малоподвижная
игра, ролевая игра) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми
игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры).
Ситуации общения и накопления положительного социально - эмоционального опыта
носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям
дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. В
ситуациях условно-вербального характера инструктор обогащает представления детей об опыте
разрешения тех или иных проблем, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В
реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого
отношения к людям, принимают участие в важных делах. Ситуации могут планироваться
инструктором заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе,
способствовать разрешению возникающих проблем.
18
Интеллектуальный тренинг — система заданий преимущественно игрового характера,
обеспечивающая становление интеллектуальной деятельности (пространственные отношения,
анализ схем выполнения упражнений и комбинаций и пр.).
Детский досуг — вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры,
развлечения, отдыха. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и
предпочтениями детей.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный
характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд (размещение/уборка спортивного
инвентаря).
Деятельность инструктора по поддержке детской инициативы:
5-6 лет
- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя
любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое
слово для выражения своего отношения к ребёнку; проявлять деликатность и тактичность;
- уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
- поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на
полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому – то;
-создавать условия для самостоятельной двигательной деятельности детей;
- при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
- создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной
деятельности детей по интересам.
6-7 лет
Деятельность инструктора по поддержке детской инициативы:
- вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием
его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта;
- спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления
работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование
деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении
новым видам деятельности;
- создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовать свою компетентность, обретая
уважение и признание взрослых и сверстников;
- обращаться к детям с просьбой показать инструктору и научить его тем индивидуальным
достижениям, которые есть у каждого;
- поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами;
- создавать условия для самостоятельной двигательной деятельности детей;
- при необходимости помогать детям в решении при организации игры;
- обсуждать с детьми выбор музыки и движения, учитывать и реализовывать их пожелания и
предложения;
- создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой деятельности детей по
интересам.
2.6. Взаимодействие с семьями воспитанников
Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их
воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их
взаимодействие.
19
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников
1. Познакомить родителей с особенностями развития ребенка пятого- седьмого года
жизни, приоритетными задачами его физического развития.
2. Способствовать укреплению физического здоровья дошкольников в семье, обогащению
совместного с детьми физкультурного досуга (занятия в бассейне, коньки, лыжи, туристические
походы).
3. Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка к здоровому
образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного поведения при выполнении
физических упражнений.
4. Дать родителям представления о том, что должны уметь дети в работе с мячом по
программе.
5. Совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе,
уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.
Взаимоотношения с родителями строятся на основе родительского договора. Процесс
физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает:
1. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в
ДОУ, направленной на физическое, социальное развитие ребенка.
2. Результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития
доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития,
намечаются пути оказания помощи в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего
его совершенствования. К разговору с родителями привлекаются медицинские работники
детского сада.
3. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (содержание
общеразвивающих упражнений с использованием фитболов, дыхательная гимнастика,
самомассаж и т.д.)
4. Ознакомление родителей с профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ,
обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.
В педагогическом взаимодействии с родителями используются разнообразные формы
работы по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств:
- информация для родителей на стендах, папках-передвижках, консультации;
- устные журналы с участием различных специалистов;
- инструктивно-методические занятия по профилактике нарушений осанки, деформации стопы;
- семинары-практикумы;
- деловые игры и тренинги;
- «открытые дни» для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале;
- физкультурные досуги и праздники с участием родителей;
3. Организационный раздел
20
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Успешное выполнение программы требует создания современной предметнопространственной среды.
Предметно – пространственная развивающая среда способствует укреплению и
сохранению здоровья через решение следующих задач:
1. развитие, накопление и использование двигательного опыта воспитанников;
2. формирование основ сбережения своего здоровья;
3. безопасность пространственных элементов и окружающего пространства;
4. обеспечение чувства эмоциональной защищенности, доверия ребенка к
окружающему миру, радость существования (через овладение диалогическими формами
работы, позиция взрослого исходит из интересов и перспектив его дальнейшего развития,
использование технологий гуманно-личностного подхода);
5. развитие индивидуальности ребенка, его интересов, склонностей (диагностирование,
знание индивидуальных особенностей);
6. развитие творческих способностей ребенка, формирование позиции активного
участия в творении красоты и гармонии в окружающем пространстве, тесно сотрудничая со
взрослыми и сверстниками (выстраивание предметной и эмоциональной среды с
использованием известных и проблемных компонентов, выстраивание определенных детсковзрослых взаимоотношений на примере красоты человеческого мира и взаимоотношений);
7. стимулирование, способствующее знакомству со средствами и способами познания,
развитию и коррекции психических процессов ребенка (ребенок должен постоянно находиться
на грани перехода к следующему этапу развития, в зоне его ближайшего развития)
Используемое в Программе оборудование должно быть не только удобным, но и
радовать глаз, развивать вкус детей, содействовать их эстетическому воспитанию.
Акцент в оздоровительной работе Программы делается на повышение сопротивляемости
организма к детским заболеваниям, обеспечивает профилактику нарушений осанки у детей.
3.2. Календарный учебный график
Календарный учебный график
Содержание
третий год
обучения
Четвертый год обучения
подготовительная группа
21
старшая группа
(5 – 6 лет)
1
(6 - 7 лет)
Начало учебного года
01.09
01.09
Окончание учебного года
30.06.
30.06.
с 01.01. по 10.01.
с 01.01. по 10.01.
33 недель
33 недель
Количество групп
Новогодние и праздничные дни
Продолжительность учебного года
(без
учета
новогодних
и
праздничных дней)
1
22
3.3. Комплексно-тематический план Программы
Модуль «Занятия с мячом в спортивных играх (футбол, волейбол, баскетбол )
(возраст 5-6 лет)
месяц
Цели и задачи
Кол-во
часов
Сентябрь 1.Общие понятия о гигиене и технике безопасности на занятиях: 8
октябрь
гигиенические требования к одежде и обуви; личная гигиена;
техника безопасности на занятиях.
2. Познакомить с разновидностями спортивных игр с мячом.
3. Упражнять в прыжках через мяч, толчком двух но.
4. Учить бросать мяч об пол и ловить его двумя руками не менее 10
раз подряд в движении.
5. Упражнять в прокатывании в ворота набивного мяча друг другу.
6. Учить отбивать мяч от пола с изменением высоты.
ноябрь
1. Упражнять в прыжках через мяч, толчком двух ног
4
2. Учить передаче мяча в парах, стоя спиной друг к другу над
головой и под ногами.
3. Учить подбрасыванию мяча с хлопками и др. заданиями на
месте.
4. Учить правила игры баскетбол.
5. Упражнять в отбивании мяча правой и левой рукой поочередно
6.Учить перебрасывать набивной мяч друг другу в парах разными
способами: из-за головы, двумя руками снизу, двумя руками от
груди и т.д.
декабрь
январь
1. Совершенствовать прыжки через мяч, толчком двух
4
2. Учить подбрасыванию мяча с хлопками и др. заданиями на
месте.
3. Упражнять в бросании мяча об пол и ловля двумя руками не
менее 10 раз подряд в движении
4. Учить перебрасывать мяча через сетку, друг другу.
5. Совершенствовать прокатывание в ворота набивного мяча друг
другу.
6. Учить прокатывать мяч по полу из правой руки в левую и
обратно с продвижением вперед
1. Учить прокатыванию мяча одной и двумя руками из разных 4
исходных положений между предметами (ширина 90-40 см, длина
3-4м).
2. Совершенствовать бросание мяча об пол и ловля двумя руками
не менее 10 раз подряд в движении
3. Упражнять в перебрасывании мяча через сетку, друг другу.
4. Совершенствовать прокатывание в ворота набивного мяча друг
другу.
5. Учить отбивать мяч правой и левой рукой в движении
23
февраль
март
апрель
месяц
1. Учить подбрасывать мяч с хлопками и др. заданиями на месте.
4
2. Совершенствовать перебрасывание мяча через сетку, друг другу.
3. совершенствовать прокатывание в ворота набивного мяча друг
другу.
4. Учить бросок мяча об стенку и ловля его двумя руками, стоя на
месте.
5. Учить передаче мяча в парах, стоя спиной друг к другу над
головой и под ногами.
6. Упражнять в отбивании мяча правой и левой рукой в движении
1. Упражнять в подбрасывании мяча с хлопками и др. заданиями на 4
месте.
2. Совершенствовать перебрасывание мяча через сетку, друг другу.
3. Совершенствовать отбивание мяча одной рукой на месте
4. Упражнять в бросках мяча об стенку и ловля его двумя руками,
стоя на месте.
5. Упражнять в передаче мяча в парах, стоя спиной друг к другу
над головой и под ногами.
6. Упражнять в отбивании мяча правой и левой рукой в движении
1. Совершенствовать подбрасывание мяча с хлопками и др. 4
заданиями на месте.
2. Совершенствовать перебрасывание мяча через сетку, друг другу.
3. Совершенствовать отбивание мяча одной рукой на месте
4. Совершенствовать бросок мяча об стенку и ловля его двумя
руками, стоя на месте.
5. Упражнять в передаче мяча в парах, стоя спиной друг к другу
над головой и под ногами.
6. Упражнять в отбивании мяча правой и левой рукой в движении
7. «Праздник мяча»
8. Контрольные нормативы: передача мяча двумя руками в парах,
стоя на месте; ведение мяча одной рукой на месте и в движении;
бросок мяча в корзину двумя руками от груди, одной рукой
(возраст 6-7 лет)
Цели и задачи
Кол-во
часов
сентябрь 1.Общие понятия о гигиене и технике безопасности на занятиях: 8
октябрь гигиенические требования к одежде и обуви; личная гигиена;
техника безопасности на занятиях
2. Учить «Школе мяча» стоя на месте
3. Учить перекатывание мяча снизу, от груди, с отскоком об пол,
сверху двумя руками, от плеча одной рукой (расстояние 3-4 м)
4. Учить бросанию мяча вдаль до указанных ориентиров
5. Учить отбиванию мяча одной рукой в движении не менее 10 раз
6. Учить забрасывать мяч в баскетбольное кольцо
24
ноябрь
декабрь
январь
февраль
7. Упражнять в бросании мяча вверх, об землю и ловле его одной
рукой не менее 10 раз
1. Закрепить навыки выполнения «Школы мяча» стоя на месте
2. Упражнять в перекатывание мяча снизу, от груди, с отскоком об
пол, сверху двумя руками, от плеча одной рукой (расстояние 3-4 м)
3. Упражнять в отбивании мяча одной рукой в движении не менее 10
раз
4. Учить ведению мяча с выполнением заданий по сигналу
5. Учить «Школе мяча» у стены.
6. Упражнять в бросании мяча вверх, об землю и ловле мяча двумя
руками
7. Совершенствовать забрасывание мяча в баскетбольное кольцо
1. Учить бросать мяч вверх, об землю и ловля его одной рукой не
менее 10 раз
2. Совершенствовать «Школу мяча» стоя на месте
3. Совершенствовать прокатывание набивных мячей из разных
исходных положений
4. Упражнять в ведении мяча с выполнением заданий по сигналу
5. Совершенствовать передачу мяча с отскоком об пол из одной руки
в другую в движении
6. Совершенствовать перекатывание мяча снизу, от груди, с
отскоком об пол, сверху двумя руками, от плеча одной рукой
(расстояние 3-4 м)
7. Совершенствовать забрасывание мяча в баскетбольное кольцо
1. Совершенствовать прыжки через мяч, толчком двух
2. Совершенствовать «Школу мяча» стоя на месте
3. Упражнять в бросании мяча вверх, об землю и ловле мяча двумя
руками
4. Учить передачу мяча с отскоком об пол из одной руки в другую в
движении
5. Упражнять в отбивании мяча одной рукой в движении не менее 10
раз
6. Совершенствовать ведение мяча с выполнением заданий по
сигналу
7. Совершенствовать «Школу мяча» у стены.
8. Учить ведению мяча передвигаясь прыжками
1. Совершенствовать «Школу мяча» стоя на месте
2. Совершенствовать прокатывание набивных мячей из разных
исходных положений
3. Совершенствовать перекатывание мяча снизу, от груди, с
отскоком об пол, сверху двумя руками, от плеча одной рукой
(расстояние 3-4 м)
4. Совершенствовать отбивание мяча одной рукой в движении не
менее 10 раз
5. Совершенствовать ведение мяча с выполнением заданий по
4
4
4
4
25
март
апрель
Май
Июнь
месяц
Сентябрь
октябрь
сигналу
6. Упражнять в ведении мяча передвигаясь прыжками
7. Совершенствовать забрасывание мяча в баскетбольное кольцо
1. Учить ведению мяча бегом
4
2. Учить перебрасывать мяч друг другу во время ходьбы
3. Совершенствовать ведение мяча с выполнением заданий по
сигналу
4. Упражнять в перебрасывании мячей друг другу во время ходьбы,
бега
5. Упражнять в отбивании мяча одной рукой в движении не менее 10
раз
6.Упражнять в передаче мяча с отскоком от пола из одной руки в
стоя на месте
7. Совершенствовать забрасывание мяча в баскетбольное кольцо
1. Совершенствовать «Школу мяча» у стены
4
2. Упражнять в перебрасывании мяч друг другу во время ходьбы
3. Упражнять в ведении мяча с дополнительными заданиями
4. Совершенствовать ведение мяча с выполнением заданий по
сигналу
5. Совершенствовать передачу мяча с отскоком об пол из одной руки
в другую в движении
6. Совершенствовать отбивание мяча одной рукой в движении не
менее 10 раз
7. Совершенствовать забрасывание мяча в баскетбольное кольцо
1. Совершенствовать «Школу мяча»
8
2. Праздник мяча (открытое занятие)
3.Контрольные нормативы: передача мяча двумя руками в парах,
стоя на месте, ведение мяча одной рукой на месте и в движении;
бросок мяча в корзину двумя руками от груди, одной рукой.
Модуль «Фитбол»
(возраст 5-6 лет)
Цели и задачи
Кол-во
часов
I. Закрепить навыки выполнения в упражнениях для верхнего 8
плечевого пояса (ВПП) и рук.
1. О.с., руки на мяче, давить на мяч.
2. поднимать мяч на прямых руках на разные стороны.
3. Сидя на мяче, выполнять разнообразные движения руками и
ногами, используя упругость мяча.
II. Закрепить навыки выполнения в упражнениях для мышц
туловища (МТ) и ног.
1. Прокатывание мяча вперед-назад; из стороны в сторону.
2. Сидя на мяче, движения тазом вперед- назад, влево - вправо.
26
ноябрь
декабрь
январь
3. Сидя на мяче разведение ног в стороны.
III.Научить правильному выполнению упражнений на релаксацию:
лежать на мяче (на животе и на спине)
IV. Игра наездники, прыжки с продвижением вперед.
I. Закрепить навыки выполнения в упражнениях для верхнего 4
плечевого пояса (ВПП) и рук.
1. Разнообразные движения плечами и руками, сидя на мяче под
музыку.
2. Поднимание мяча: на прямых руках с вращением мяча.
3. Стоя возле мяча, прокатывать его вперед-назад, влево - вправо, с
наклоном туловища - стрейчинг (пауза на 4-5 счетов).
II. Закрепить навыки выполнения в упражнениях для мышц
туловища (МТ) и ног.
1. Повторение предыдущих упражнений (октябрь), выполняя их
под музыку с усложнением: выпады выполнять с наклоном
туловища.
2. Сидя на мяче, перекатывание влево- вправо, вперед-назад.
3. Сидя на мяче, поднимание прямых ног.
III. Упражнять в сохранении равновесия с различными
положениями на фитболе
IV. Игра «Ловишки на мячах» (по типу «Ловишек).
I. Закрепить навыки выполнения в упражнениях
для верхнего 4
плечевого пояса (ВПП) и рук.
1. Повторить упражнения (см. ноябрь).
2. Сидя на мяче, выполнить согласованные движения руками и
ногами «петрушка», «птичка» и т.д.
поднимать мяч на прямых руках на разные стороны.
II. Закрепить навыки выполнения в упражнениях для мышц
туловища (МТ) и ног.
1.Перекаты вправо - влево, с наклоном туловища.
2. Выпады с наклоном туловища и опорой рук.
3. Сидя на полу, с опорой плеч о мяч. Перекаты на спине,
выпрямляя колени.
4. Лежа спиной на мяче, перекаты в стороны, касаясь рукой пола.
5. Сидя ноги врозь, мяч перед собой. Класть ноги на мяч
(поочередно, одновременно).
6. Лежа животом на мяче с опорой ног о пол, прокатывание вперед
и назад, касаясь руками пола.
III. Научить правильному выполнению упражнений на релаксацию:
свободное расслабление с брюшным дыханием.
IV. Эстафета с мячом, продвигаясь прямо на мяче.
I. Научить правильному выполнению упражнений на релаксацию:
4
1. Лежа спиной на мяче, медленные повороты.
2.Лежа животом на мяче, медленные перекаты из стороны в
сторону, рукой касаясь пола.
27
II. Индивидуальные задания
февраль
1. Научить правильному выполнению упражнений на растягивание 4
с использованием фитболов.
2. Различные эстафеты на мяче
март
апрель
1. Разучить переходы из одних исходных положений в другие
4
2. Учить упражнения на удержание равновесия
3. Научить правильному выполнению упражнений на растягивание
с использованием фитболов.
1. Упражнять на удержание равновесия
8
2. Игры –забавы с фитболами.
3. Праздник мяча (открытое занятие)
4.Диагностика уровня развития физических качеств.
май
июнь
месяц
(возраст 6-7 лет)
Цели и задачи
Кол-во
часов
сентябрь 1.Общие понятия о гигиене и технике безопасности на занятиях: 8
октябрь гигиенические требования к одежде и обуви; личная гигиена;
техника безопасности на занятиях
2. Повторение упражнений, пройденных за два года обучения
3. Совершенствовать основные движения с фитболом (ходьба, бег,
прыжки, ползание, катание, бросание мяча)
4.Диагностика уровня развития физических качеств
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
Май
июнь
1. Разучить базовые шаги аэробики (танцевальные упражнения)
4
2. Подвижные игры и игры-забавы с использованием мячейфитболов.
1. Разучить связки из базовых шагов (танцевальные движения)
4
2. Подвижные игры и эстафеты с использованием мячей-фитболов.
1. Разучить базовые шаги в сочетании с движениями рук
2. Подвижные игры и эстафеты с использованием мячей-фитболов.
1. Разучить базовые шаги в сочетании с движениями рук
2. Подвижные игры и эстафеты с использованием мячей-фитболов.
1. Разучить танец с фитболами
2. Подвижные игры и эстафеты с использованием мячей-фитболов.
4
4
4
1. Разучить танец с фитболами
8
2. Подвижные игры и эстафеты с использованием мячей-фитболов.
3.Праздник мяча (открытое занятие)
4.Диагностика уровня развития физических качеств
28
3.4. Материально – техническое обеспечение Программы
Модуль «Занятия с мячом в спортивных играх (футбол, волейбол, баскетбол)»
- мячи резиновые – 30 шт.;
- мячи волейбольные – 2 шт.;
- мячи массажные – 20 шт.;
- мячи футбольные – 2 шт.;
- мячи баскетбольные – 2 шт.;
-баскетбольные щиты – 2 шт.;
-волейбольная сетка – 1 шт.;
-футбольные ворота – 2 шт.;
-гимнастические скамейки - 4 шт.;
-обручи – 20 шт.;
-шнуры – 10 шт.;
-стойки для подлезания – 10 шт.;
- гимнастические палки – 30 шт.;
-пластмассовые шары – 10 шт.;
-конусы-ориентиры – 10 шт.;
-набивные мячи – 30 шт.;
- клюшки – 20 шт.;
- схемы,
-аудиозаписи.
Модуль «Фитбол»
- мячи – фитболы – 12 шт.;
- гимнастические скамейки – 3 шт.;
- гимнастические коврики – 12 шт.;
- обручи – 20 шт.;
- шнуры - 10 шт.;
- стойки для подлезания – 10 шт.;
- гимнастические палки – 30 шт.;
- схемы,
- конусы-ориентиры – 12 шт.
3.5. Методические материалы, средства обучения и воспитания
Анисимова Т.Г. Физическое развитие детей 5-7 лет: планирование, занятия с элементами игры
в волейбол, подвижные игры, физкультурные досуги.- Волгоград: Учитель, 2009;
Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Упражнения и игры с мячами:
Метод. пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006;
Николаева Н.И. Школа мяча: Учебно-методическое пособие для педагогов и
специалистов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: Детство-пресс,2008;
Овчинникова Т. С, Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для
дошкольников. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009;
29
Теория и методика физической культуры дошкольников: Учеб. Пособие для студентов
академий, университетов, институтов физической культуры факультетов физической
культуры педагогических ВУЗов / под. Ред. С.О. Филипповой, Г.Н.Понамарев. – СПб.:
«Детство-пресс», М., ТЦ «Сфера» 2008;
Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет: фитбол-гимнастика: конспекты
занятий/ авт. Сост. Н.М. Соломенникова, Т.Н. Машина.- Волгоград: Учитель, 2011 г.;
Шебеко В.Н. Занятия по физической культуре в детском саду: Обучение и творчество:
Ст. дошк. Возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений/ В.Н. Шебеко. – Мн.:
Университетское, 2001;
Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: Пособие
для педагогов дошк. учреждений: В 3 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Ч.
1: Программа «Старт». Методические рекомендации;
Овчинникова Т., Черная О., Баряева Л. Игры, занятия и упражнения с мячами, на
мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика: Учебно – методическое пособие.
СПб, КАРО, 2010;
Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол-аэробика «Танцы на мячах».
Учебнометодическое пособие; Санкт-Петербург; Издательство РГПУ им. А.И. Герцена; 2008;
Хабарова Т.В. Развитие двигательных способностей старших дошкольников. СПб.:
ООО «Издательство» Детство – Пресс», 2010.
30
31